Использование своих интеллектуальных способностей по максимуму крайне необходимо, если человек занимается умственным трудом, будучи, например, студентом, учеником ешивы и т.п. Умственная деятельность помогает развивать мыслительные способности человека.
За тысячелетнюю историю существования ешив был собран уникальный опыт по развитию мыслительных способностей. Этому вопросу посвящены книги таких известных раввинов, как рав Исроэль Салантер и рав Шломо Вольбе.
Не секрет, что некоторым людям В-вышний дарует большие способности в чем-то, и это помогает им легко достигать успеха, тогда как другому приходится тяжело трудиться, чтобы добиться такого же результата. Причем различные аспекты мышления, такие как его глубина, способность генерировать идеи, а также концентрация внимания нуждаются в отдельных «тренировках». Сегодня наибольшую сложность представляет проблема концентрации внимания. Она вызвана огромным количеством внешних «раздражителей»: интернет, ТВ, компьютерные игры и т.д., которые не дают человеку сконцентрироваться на мысли.
Человеческий мозг уникален, он работает постоянно, даже когда человек спит, отдыхает или занимается спортом. Однако есть две силы, противоположные по своей сути, которые «запускают» мозг. Первая активизирует мыслительный процесс, когда человек хочет что-то понять или осознать. Вторая же, когда человек не пытается что-то понять, «включает» воображение.
Мозг способен приводить в действие воображение с самого рождения человека, тогда как способность осознанного и направленного мышления возникает у человека с годами.
Мудрецы сравнивают человеческое мышление с царем, который продумывает и создает план управления своим царством. Человек же, думая над чем-то, также подчиняет все свои органы и чувства своему разуму.
Мысли человека отражают его сущность. В Талмуде считается законным акт посвящения женщины в жены при условии, что мужчина полный праведник. А если на самом деле он неисправимый злодей, как быть тогда? Талмуд объясняет, что любой злодей именно в момент хупы, вероятно, раскаялся. Выходит, что даже одна мысль о раскаянии превращает злодея в полного праведника. Талмуд также рассматривает прегрешение не таким злом, как размышления о прегрешении. Дело в том, что человек способен преступить закон в порыве страсти, что очень плохо, но не отображает сущности этого человека. Однако размышления о преступлении как раз и говорят о сущности человека.
Хотя мысль и считается высшей человеческой силой, она и наиболее уязвима. Ее нетрудно прервать внешними раздражителями, а когда человек вроде бы сосредоточился на чем-то, то его мозг лишь на 60-70% занят размышлениями, а остальное место занимает воображение.
Отсюда следует, что человек должен стараться мыслить направленно, сосредоточившись на одном только аспекте. Сперва необходимо подыскать себе нешумное место, где можно спокойно работать над собой. Каждый день отводить по три минуты на обдумывание определенной темы, не переключаясь на что-то еще. С темой для размышления лучше определиться заранее, и она должна вас действительно интересовать.
Вы сразу поймете, что даже одну минуту думать о чем-то, полностью абстрагировавшись от других мыслей, очень трудно. Однако, если каждый день повторять это упражнение, то через месяц есть вероятность, что вы сможете сконцентрировано думать над одной темой уже три минуты подряд.
Кроме того, важно понимать, что успешная работа над концентрацией мышления не зависит от одних лишь усилий, как это происходит при наращивании мышечной массы. Эта работа, как игра на скрипке, должна быть легкой и приносящей удовольствие.
По материалам toldot.r