Каждый из народа Израиля нес для строительства Храма золото, серебро, драгоценные камни. Бецалель, сын Ури, внук Хура был наделен даром Б-жьим, мудростью, знанием и умением. Он изготавливал из них святые предметы для Храма.
Написано в Торе, в главе Рье, что Бецалель «думал обдумывая». Что этим сказано? Мы читаем, что он прекрасно знал, как следует изготавливать священные предметы Храма, над чем же он размышлял?
Бецалель брал в руки золото и серебро и видел особым зрением тех, кто принес пожертвования. Особым слухом он слышал спор между мужем и женой, что муж не хотел нести, а жена заставляла. Или наоборот. Он видел, что кто-то приносил от чистого сердца, а кто-то – чтобы не отличаться от других.
То, что было пожертвовано во Имя Небес, пошло на изготовление Меноры, Ковчега Завета, хлебных столов и других святых предметов Храма. А что не во Имя Небес, то пошло на кольца, к которым привязывали жертвенный скот и на подножия столбов вокруг Храма.
Адам Давидов, «Ожерелье удивительных историй и алмазы Галахи»
Величайший кодификатор и знаток сокровенного учения раби Моше Иссерис из Кракова (Рамо) сравнивал структуру книг Пятикнижия с храмовой менорой. Размышляя над этим уподоблением, раби Вайсмандель обнаружил целый ряд удивительных закономерностей. Оказалось, что если отсчитать сорок девять знаков от буквы тав, завершающей первое в Торе слово Берейшит («В начале»), то пятидесятой будет буква вав. После следующих сорока девяти букв пятидесятой окажется рейш, а при дальнейшем подобном отсчете пятидесятой будет буква hей. Вместе буквы тав, вав, рейш и hей составляют слово Тора. И точно так же в конце книги Берейшит: если отсчитывать по сорок девять знаков, начиная от буквы тав, завершающей слово ве-зот («и вот») (Брейшит, 49:28), то пятидесятые буквы – вав, рейш, и hей – вновь сложатся в слово Тора.
Во второй книге Пятикнижия получился тот же результат: в начале книги при отсчете от буквы тав, завершающей слово Шмот («Имена»), и в конце книги при отсчете от буквы тав в слове тхелет («голубая шерсть») (Шмот, 39:8). В третьей книге Ваикра – в ее центральном по расположению разделе Кдошим – раби Вайсмандель обнаружил закодированное точно таким же образом непроизносимое четырехбуквенное Имя Всевышнего. Коды в двух последних книгах, Бемидбар и Дварим, оказались зеркальными – подобно тому, как одни ветви меноры отражают другие. В этих книгах – и в начале, и в конце – слово Тора было зашифровано с помощью того же кода, но с обратным порядком букв: hей, рейш, вав, тав (Цафунот А-Тора, Ашалхэвет, 24).
А. Кац, Ц. Вассерман, «Еврейские мудрецы»
Каждый родоначальник, патриарх, имел особый, присвоенный ему стяг, окраска которого соответствовала цвету того из камней на хошене (нагруднике первосвященника), на котором вырезано было его имя:
Стяг Реувена: на красном фоне изображены мандрагоры.
Шимона: по зеленому полю – рисунок, изображающий город Шхем.
Леви: одна треть стяга белого цвета, одна треть – черного и одна – красного. Изображение урим и тумим.
Йегуды: на лазоревом фоне изображение льва.
Иссахара: цвет темно-синий; изображение – солнце и месяц.
Звулуна: по белому полю – корабль.
Дана: окраска цвета сапфира; изображение – змея.
Гада: окраска цвета прозрачного агата; рисунок представляет отряд воинов.
Нафтали: на дымчато-розовом фоне изображена газель.
Ашера: фон цвета хризолита; изображение – масличное дерево.
Йосефа: фон темный, переходящий в черный, и на нем соединенное изображение двух стягов Эфраима и Менаше, носивших изображения: первый – вола, второй – буйвола.
Биньямина: фон двенадцати оттенков; изображение – волк.
В таком порядке двигались они стан за станом, и столпы облачные клубились за ними.
И.Х. Равницкий, Х.Н. Бялик, «Агада»