Одно из известных еврейских преданий рассказывает о создании голема раввином Мааралем из Праги. Големом называется искусственный человек, который сотворен по указаниям из книги Йецира. Эта книга является древнейшим каббалистическим писанием, автором которого, согласно одному мнению, является Адам, а согласно другому мнению – Авраам. В ней содержится описание того, как с помощью разнообразных комбинаций из букв имени Всевышнего можно создавать различные материальные вещи.
В Талмуде есть рассказ про Рава, который, применяя указания из этой книги, сотворил человека или, как его называют, голема. Кроме того, Талмуд повествует о рабби Ханине и рабби Ошае, изучавших эту книгу перед наступлением каждой субботы, чтобы создавать по ее описаниям молодого теленка. Этого теленка они готовили на субботнюю трапезу.
Книга Йецира достаточно тяжела для чтения, в ней практически все «закодировано». Лишь самым великим умам доступно для понимания большинство вещей, описанных в этой книге. Поэтому и неудивительно, что история знает только нескольких евреев, сумевших воплотить знания из этой книги в материальные сущности.
Собственно, этой книгой могут воспользоваться лишь выдающиеся праведники или пророки. Человеку необходимо иметь особый уровень святости и духовной чистоты, чтобы применять Имена, о которых пишет книга. Имена разрешается использовать только во имя Всевышнего и для исполнения важной заповеди. В противном случае человека ждет страшное наказание, о котором упоминается в комментариях Таз и Шах.
Согласно словам рава Хаима из Воложина, одним из тех, кто полностью постиг смысл этой книги, был Виленский Гаон. Рав Хаим однажды решил спросить у Виленского Гаона, почему он, досконально зная книгу Йецира, еще не создали голема? Тогда Виленский Гаон ответил, что когда-то он начал создавать голема, но Небеса не позволили ему довести дело до конца по причине того, что он на тот момент еще был очень юн. Как оказалось, Виленскому Гаону тогда было меньше 13 лет.
Что же касается предания про Маараля из Праги, то про него знают не только евреи, но и неевреи. В Праге даже установлена статуя голема, что свидетельствует о силе веры в создание голема у местных жителей.
В начале прошлого века в свет вышла книга Нифлаот Маараль, которую, как утверждал издатель, написал зять Маараля. В этой книге детально описывается, как Маараль создавал голема. Многие не верят в правдивость этого предания, как и в подлинность книги Нифлаот Маараль.