Талмуд в переводе с иврита означает «изучение» или «учеба». Представляет собой письменно зафиксированные дискуссии амораев, мудрецов Израиля, живших в Вавилонии и в Земле Израиля в начале III века н.э. Талмуд объединяет рассуждения амораев относительно устной традиции, включая высказывания таннаев, Мишну и барайту. Все рассуждения направлены на определение принципов, на основе которых выводится еврейский закон – галаха.
Амораям принадлежит авторство названия «Талмуд». Позднее Талмуд стали называть «Гемара» («Гмора», «Гемора»), что связано с попытками избежать гонений на Талмуд как на антихристианское сочинение во времена книгопечатания. Слово «гемара» можно перевести с арамейского как «учение» или с иврита, как «совершенство».
Уникальность Талмуда заключается и в том, что он объединяет восьмивековые дискуссии мудрецов Земли Израиля и Вавилонии, что позволило зафиксировать Устную Тору.
В Земле Израиля и Вавилонии дискуссии мудрецов велись одновременно, поэтому на свет появилось два Талмуда: Вавилонский и Иерусалимский. Исторические события складывались таким образом, что наибольшую популярность получил Вавилонский Талмуд, на основе которого выносились галахические решения.
Вавилонские амораи работали над формированием Вавилонского Талмуда на протяжение III-VII вв. н э. В него вошло основное содержание учения мудрецов Земли Израиля. Считается, что Вавилонский Талмуд вместе с комментариями ряда последующих поколений мудрецов (савораев, гаонов, ришоним) является не менее значимым галахическим трудом, чем Мишна. Вавилонский Талмуд, сопровождаемый огромным количеством комментариев, изучается как в любой еврейской ешиве, так и учеными Торы. Для того, чтобы изучать эту книгу, необходимо изначально иметь хорошую базу знаний, а также владеть определенным искусством для его познания.
В свою очередь авторами Иерусалимского Талмуда являются амораи Эрец Исраэль, которые записали его в III-IVвв. н.э. Изначально этот труд назывался Талмуд Эрец-Исраэль, но затем название сменили, чтобы связать труд мудрецов Земли Израиля с названием священного города. Иерусалимский Талмуд используется гораздо реже, как для изучения, так и для решения галахических вопросов.
Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига». Издание 1882 г.
Фото Е.Шнайдера, синагога г. Бершадь.
До разрушения Храма вся еврейская учёность, а также галаха имели устный характер. Все традиции иудаизма и выводы мудрецов относительно аспектов Устной Торы передавались из поколения в поколение. Однако разрушение Храма повлекло за собой не только утрату Иудеей независимости, но и потерю иудаизмом своего центра знаний и учений. В таких условиях нужно было менять старую систему устных учений. Именно с того времени впервые рассуждения, споры и выводы мудрецов стали записываться в галахические мидраши, а позже начали набирать популярность тематическая форма записи.
Вавилонский Талмуд с собранием толкований и всякого рода постановлений мудрецов занимает 20 томов.
Хотя Вавилонский и Иерусалимский Талмуды базируются на Мишне, а между центрами их формирования были крепкие связи, они отличаются языком и стилем написания, точкой зрения, а самое главное – некоторыми галахическими выводами.
Вся еврейская диаспора считает Вавилонский талмуд основным произведением для изучения, тогда как Иерусалимский Талмуд изучают лишь некоторые ашкеназские евреи и итальянская диаспора.
Лист Талмуда с пояснением расположения текстов.
По мнению Рифа и Рамбама, текст Вавилонского Талмуда необходимо брать за основу в вопросах галахи. Такое уважение к этому труду объясняется кропотливым редактированием его савораями и гаонами Вавилонии, которые намеревались сделать из Талмуда уникальную базу для вынесения галахических решений. Еще одним преимуществом Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским является то, что он был закончен последним (как известно, есть такой принцип, как «галаха – по последнему») – разница во времени составляет до двух веков.
Текст Вавилонского Талмуда является трактовкой и расширением шести трактатов Мишны. В нем отсутствуют комментарии на разделы «Зраим» и «Тагорот». Это объясняется Раши так, что эти разделы связаны с Землей Израиля, а вавилонские амораи не занимались рассмотрениями таких законов.
В конце V века н.э. была проведена последняя устная редакция Вавилонского Талмуда. Вавилонский Талмуд был записан тогда, когда возникла необходимость пересылки его в другие государства.