Даже тот, кто не имеет глубоких знаний в еврейской традиции, знает, что Песах – это «еврейская Пасха», хотя на самом деле все наоборот, Пасха – это христианский Песах. Но это не главный вопрос, который я хочу обсудить.
Даже те евреи, которые соблюдают традиции, связывают Песах с обедом, воспринимая Седер именно таким образом. Но Седер, на иврите, означает порядок, расписание из 14 шагов, которые нужно пройти, и только 10-м из них будет Шулхан Орех, Накрытый Стол, что, собственно, и соответствует трапезе.
Я хотела бы сосредоточить наше внимание на шаге, который предшествует ему, на 9-ом шаге: Корех, который состоит из поедания мацы (опресноков, пресного хлеба) вместе с марором (горькой зеленью). Из трех мацот (изготовленных в печи кусков мацы), которые размещены на столе Седера, мы берем верхний, разламываем его на две части, кладём между ними горькую зелень, и, таким образом, формируем сэндвич. Как мы читаем в Агаде (повествование, читаемое во время Седера – ред.):
Вот обычай в память о том, как Гилель ел жертву Песах во времена Храма, – так делал Гилель, когда стоял Храм: он складывал мясо пасхального ягненка, мацу и горькую зелень, чтобы съесть их вместе, во исполнение стиха, «с мацой и марором (горькой зеленью) пусть едят они её".
Следуя данному обычаю, все едят «сэндвич Гилеля».
Люди обычно думают, что сэндвич имеет немецкое происхождение, связывая это с тем, что некто решил съесть сосиску, вложенную между кусками хлеба.
Согласно историко-литературному отчету, представленному в Агаде и отражённому в Седере, мы понимаем, что сэндвич имеет еврейское происхождение: два куска мацы с начинкой из горькой зелени. И еще: вегетарианский сэндвич со штрихами типичной японской кухни (васаби, который используется для приготовления суши, – это и есть наша горькая зелень). При всем этом, нет ничего более «модного», чем тысячелетний сэндвич Гилеля!
Возможно, на сегодня его вкус не самый аппетитный. Но мы должны напомнить, что, хотя в Седер Песаха включены продукты питания, они здесь скорее несут нагрузку символическую, чем пищевую. При этом смысл настолько символический, что основной поднос, который ставится на стол, предназначенный для демонстрации подлежащих употреблению основных продуктов питания, несёт педагогическую функцию.
В юмористическом смысле мы могли бы обобщить все еврейские праздники следующей логикой и порядком: «Они пытались нас уничтожить. Бог спас нас. Давайте хорошо покушаем в честь этого праздника!»
К сожалению, ряд ритуальных аспектов и событий, связанных с Песахом, повлекли за собой гибель тысяч евреев. Марраны, анусим или крипто-евреи (вынужденно обращенные в христианство и тайно соблюдавшие еврейские заповеди) пребывали постоянно под неочевидной слежкой и арестовывались инквизицией во время Песаха в качестве еретиков. Позднейшее обвинение в «ритуальном убийстве» стало причиной резни и/или изгнания нескольких европейских общин. Евреев обвиняли в убийстве христианских детей, чтобы использовать кровь «младенцев» для изготовления мацы, что является абсурдным для любого человека, кто имеет хотя бы малейшее представление о кашруте (еврейских законах изготовления и употребления еды), который полностью запрещает употребление крови. Это обстоятельство, наряду с тем, что евреев называли «убийцами Б-га» (евреи обвиняются в убийстве Иисуса), привело к «сожжению Иуды» (обычай, хорошо известный в Бразилии).
Также и ежегодная супер-уборка, необходимая для Песаха, связана с другими еврейскими обычаями гигиенического характера (такими как ритуальные ванны, смена одежды, уход за больными людьми). Данные обычаи на протяжении всей истории спасали евреев от огромного, по сравнению с окружающими народами, количества смертей в результате эпидемий, таких как Черная чума, – и опять же, из-за этого евреев обвиняли в том, что именно они вызвали эти беды, что неизбежно приводило к их преследованию и расправе над ними...
Хотя в последние десятилетия представители церкви, в частности католической, пытаются признать ошибки прошлого и извиниться за них, но некоторые предрассудки всё же очень трудно искоренить из массовой культуры. Так, например, в португальском языке даже сложился негативный и ругательный смысл для многих слов, имеющих корень «judi», то есть еврей: "judiar", "judiaria", "judiação". Также в анекдотах часто встречается отождествляемый с евреем образ ростовщика и скупердяя.
Для восстановления исторической справедливости нужно отметить, что евреи изначально были пастухами, фермерами, ремесленниками и представителями других хозяйственных профессий, но были вынуждены работать в других отраслях из-за ограничений, наложенных на них в Средневековье, как, например, ограничение на владение землями и так далее.
Однако в заключение нужно сказать, что юмор в данном случае заключается в том, что непонятно каким образом сэндвич, будучи на самом деле еврейским изобретением, не был запатентован евреями? Еврейское наследие было бы настолько богатым не только духовно, но и подкреплялось бы миллионами долларов роялти, авторских отчислений. Эти отчисления выплачивали бы, как это парадоксально не звучит, Макдональдс, Бургер Кингс и другие сети общественного питания. При этом выплаты происходили бы даже в Песах – когда евреи не могут есть хлеб и не имеют права получать прибыль от продажи их же собственного изобретения, сэндвича...
Источник: jewishmag.com
Перевод: Владислав Колодач