В начале этой главы есть группа законов, которые озадачили комментаторов. Они касаются женщины, которая только родила. Если она родила сына, то она "нечиста в течении семи дней, так же как она нечиста во время менструации." Она должна выждать тридцать три дня, прежде чем соприкоснуться со священными предметами или явиться в Храм. Если она родила девочку, то период времени удваивается: она нечиста в течении двух недель и должна выждать шестьдесят шесть дней. Затем она должна принести два подношения:
Когда период очищения закончится, она должна принести священнику годовалую овцу для сожжения и молодого голубя или горлицу для жертвы за грех. Священник принесет жертву перед Богом и искупит женщину, очистив ее таким образом от крови, идущей из ее чрева. Этот закон применяется вне зависимости от пола ребенка. (Левит 12:6-7)
Проблемы очевидны. Почему женщина должна принести жертву? Можно было бы понять, если бы она должна была принести благодарственное приношение: выражая благодарность за выздоровление и за малыша. Но не это ей заповедано сделать. Вместо этого она должна принести жертву, обычно приносимую за серьезное преступление, вместе с жертвой за грех. В чем же ее проступок? В чем заключается ее грех? Она буквально только что выполнила первую заповедь Торы "Плодитесь и размножайтесь" (Генезис 1:28). Она не совершила ничего дурного. Почему она нуждается в искуплении? Вот некоторые из предложений от комментаторов:
- Раббйену Бахья и рабби Шломо Эфраим Бен Аарон Лунтшиц (Кли Якар, 1550-1619) предполагают, что эти жертвоприношения напоминают о грехе Евы в Эдеме и ее наказании от Бога: "Я сделаю твою боль в деторождении очень сильной; с болью ты будешь рожать детей" (Генезис 3:16).
- Ибн Эзра, следуя предположению из Талмуда, говорит, что женщина во время мучительных родов могла думать или даже говорить вещи, которые были греховными или о которых она теперь сожалеет (например, о том, что она не вступит больше в интимную связь со своим мужем).
- Нахманид говорит, что эти жертвоприношения являются своего рода "выкупом" или подношением за то, что она пережила опасности родов, а также формой молитвы о полном выздоровлении.
- Сфорно говорит, что женщина была очень сосредоточена на физических процессах, сопровождающих роды. И теперь ей нужно как время, так и принесение жертвы, чтобы вновь посвятить свои мысли Богу и душевным вопросам.
- Раввин Меир Симха из Двинска говорит, что всесожжение подобно олат рейя, приношению, приносимому при появлении в Храме по праздникам, следуя предписанию "Не являйся предо Мною с пустыми руками" (Исход 23: 15). Женщина таким образом празднует возможность появления перед Богом в Храме.
Не вытесняя этих объяснений, мы можем, однако, предположить еще несколько идей. Первая идя заключается в фундаментальных понятиях, доминирующих в этом разделе Левит: словах тамей и тахор, которые обычно переводятся как "нечистый-чистый" или "оскверненный-чистый." Важно отметить, что эти слова не имеют такого же значения в дословном переводе. Тамей не означает нечистоту или оскверненность. Это технический термин, означающий человека, который не может войти в Скинию или Храм. Тахор, напротив, означает человека, который может войти.
Как нам стоит понимать это? Скиния, а позднее и Храм, были символами присутствия Бога в пределах человеческих владений – в самом сердце лагеря в годы, проведенные в пустыне, и в центре нации в годы монархии.
Но они были лишь символами, потому что в монотеизме Бог находится везде. Понятия места и времени по отношению к Богу являются метафоричными. Дело не в том, что Бог здесь, а не где-то еще; дело в том, что мы, люди, чувствуем Его присутствие именно здесь, а не где-то в другом месте.
Бог вечен. Бог духовен. Мы и вселенная - физические существа, а все физическое подвержено рождению, росту, упадку, разложению и смерти. Именно эти аспекты должны быть исключены из святилища, если мы хотим познать опыт пребывания в присутствии чего-то вечного.
Поэтому все, что напоминает нам и другим о смертности (тот факт, что мы рождаемся, а значит однажды и умрем), мешает нам войти в священное место. Контакт со смертью или рождением имеет такой эффект. Поэтому человек, имевший контакт с тем или другим, не имеет возможности войти в зону святого. Особый, хотя и другой, процесс очищения должны были пройти и те, кто был в контакте с умершим (Книга Чисел 19:1-22).
То же самое относится ко всему, что обращает наше внимание на телесность. Именно поэтому, например, люди, страдавшие кожной болезнью цаарат (проказа) или люди после менструации или семенного выделения, также должны были пройти обряд очищения. Точно так же священник с физическим пороком был лишен права службы (Левит 21:16-23) и возможности приближаться к алтарю для приношения жертвы.
Только что родившая женщина была темеа, не из-за греха Евы, а из-за того, что рождение, как и смерть, является символом смертности, которой нет места в Храме, в пространстве, отведенном вечному и духовному.
Что же касается сожжения жертвы, то это напоминание связано с Ицхаком и животным, принесенном в жертву вместо него (Генезис 22:13).
Я уже говорил в другом месте о том, что связывание Ицхака было задумано в качестве протеста против абсолютной власти родителей над их детьми в древнем мире, то, что в римском праве называлось patria potestas. По сути, ребенок считался собственностью своих родителей. Отец имел полную юридическую власть над ребенком, вплоть до вопросов жизни и смерти. Это было одной из причин, почему в древнем мире так широко практиковалось жертвоприношение детей.
Тора косвенного комментирует это в своем описании имени, данного первому ребенку. Ева назвала его Каином, что на иврите означает "собственность", сказав при этом: "Я приобрела ребенка через Бога" (Генезис 4:1). Относись к своему ребенку как к собственности и ты превратишь его в убийцу - вот что подразумевает текст.
История о связывании Ицхака - это утверждение на все времена: родители не владеют своими детьми. Вся история рождения Ицхака указывает на это направление. Он родился, когда у Сары была менопауза (Генезис 18:11), когда она не могла иметь ребенка естественным путем. Ицхак явно был особым подарком Бога. Как первый еврейский ребенок, она стал прецедентом для будущих поколений. Связывание должно было объяснить, что все дети принадлежат Богу. Родители - это всего лишь опекуны.
Это, в отношении первенцев, было посланием десятой казни египетской. Все первенцы должны были стать священниками на службе у Бога. Только после греха с Золотым Тельцом эта роль перешла к колену левитов. Та же идея лежит в основе ритуала искупления за первенца. Ханна посвятила Богу своего первого ребенка Шмуэля, так же поступила и жена Маноаха, мать Шимшона. Мать приносила жертву на сожжение, как и Авраам, который принес жертву вместо своего ребенка. Тем самым мать признавала, что не владеет ребенком, а просто является его опекуном. Принося жертву она словно говорит: "Господь, я знаю, что должна посвятить ребенка Твоей службе. Пожалуйста, прими это подношение вместо него."
Что касается жертвоприношения за грех, то есть увлекательный раввинский отрывок, который проливает свет. Он описывает разговор между Богом и Ангелами перед сотворением человека:
Когда Святой, да будет Он благословен, решил сотворить человека, Он создал группу ангелов-служителей и спросил их: "Согласны ли вы, что Мы должны сотворить его по Нашему подобию?"
Они ответили: "Владыка вселенной, какими будут его деяния?"
Бог показал им историю человечества.
Ангелы ответили: "Что такое человек, что Ты думаешь о нем?" (Пусть не будет человек сотворен). Бог уничтожил Ангелов.
Он создал вторую группу и задал им тот же вопрос, на который они дали аналогичный ответ. Бог уничтожил и их.
Он создал третью группу, которая сказала: "Владыка вселенной, первые две группы сказали Тебе не создавать человека, и что с ними случилось? Ты не послушал. Нет ничего, что мы можем сказать, кроме того, что вселенная принадлежит Тебе. Делай с ней, что Сам пожелаешь." И сотворил Бог человека.
Но когда дело дошло до поколения, что жило во время Потопа, а затем поколения, что построило Вавилонскую башню, Ангелы спросили Бога: "Разве первые Ангелы не были правы? Посмотри, как велика коррумпированность человечества."
И Господь ответил (Исаия46:4): "Даже к старости Я не изменюсь, до седых волос Я буду терпелив."
Ангелы были против сотворения человека, потому что заранее знали, что из всех форм жизни только люди способны грешить и тем самым угрожать работе Творца. Отрывок подразумевает, что и Бог знал, что люди буду грешить, и все же упорствовал в создании человечества. Это может объяснить приношение жертвы за грех при рождении ребенка.
Ребенок однажды согрешит: "Нет на земле человека такого праведного, который делал бы одно добро и никогда не грешил," - говорит Екклесиаст (7:20). Таким образом, мать заранее приносит жертву за грех, чтобы искупить, так сказать, любой грех, который ребенок может совершить, будучи еще ребенком, как бы говоря: "Господь, Ты знал, что люди будут грешить, но все же Ты создал нас и велел нам нести новые жизни в мир. Поэтому, пожалуйста, прими эту жертву за грех заранее, за любое зло, которое может сделать мой ребенок."
В еврейском законе родители несут ответственность за грехи, которые совершают их дети. Вот почему когда ребенок достигает возраста бар-мицвойы или бат-мицвы, родитель произносит благословение, благодаря Бога "за то, что Он освободил меня от наказания, которое могло бы быть мне назначено."
Поэтому жертвы, приносимые женщиной после рождения ребенка, и в период, в течение которого она не может войти в Храм, не имеют ничего общего ни с каким грехом, который она могла совершить, ни с каким "осквернением", которому она могла подвергнуться. Они скорее связаны с основным фактом человеческой смертности, а также с ответственностью, которую родители берут на себя за поведение ребенка, и признанием того, что каждая новая жизнь - это подарок Бога.
Перевод Анастасии Яценюк