Галаха является сводом практических законов Торы, в котором категорически запрещено пробовать курить подросткам и молодым людям. Обязанность по предотвращению такого действия возлагается на родителей, учителей и раввинов. В особенности раввины, как духовные наставники, обязаны предупреждать и доносить информацию об значительном вреде и опасности курения. Множество исследований врачами разных стран показало, что курение приводит к тяжёлым заболеваниям, как правило, лёгочным и сердечным, а также является прямой причиной преждевременной смерти. Что касается рекламодателей табачных изделий, то и на них ложится ответственность за вред здоровью, который причиняет табакокурение.
Бытует мнение, что курение разрешено. В каких же случаях?
В том случае, когда курение имеет характер случайный или временный. Тот в небольшой степени вред, если быстро возник и так же быстро исчез – это допустимо. Объяснение этому можно получить через аналитическое изучение схожего примера в Талмуде. В нём описаны ситуации, когда в случае крайней необходимости разрешено человеку наносить ранения или причинять другие страдания. То есть Галаха предполагает временные неудобства на короткое время, страдания и вред, но только с целью достижения цели позитивного характера. В рассматриваемой нами ситуации – это курение для облегчения состояния человека. Это может быть как снятие боли, так и облегчение физического состояния при недомогании, а также для облегчения психологического состояния. Но, в таком случае, необходимо проконтролировать, дабы курение не приобрело привычный характер, и не привело к регулярным негативным последствиям.
На сегодняшний день весьма популярным стали электронные сигареты, которые гораздо безопаснее, нежели стандартные сигареты. Приспособления для «электронного курения» пока недостаточно изучены представителями науки. По некоторым данным исследований известно, что такие сигареты тоже содержат опасные для наших организмов вещества.
С вопросом, разрешено ли курить евреям, я обратилась к раву Давиду Альтману. «В принципе, конечно, это вещь нежелательная. Поскольку она наносит вред здоровью. Это уже доказано с точки зрения науки. То есть, то, что наносит вред здоровью – нежелательно. Это написано в Мишне: «Охраняйте ваши души…» И, как и любая вещь, которая наносит вред здоровью – она нежелательна. Правильно не начинать и это не поощрять. Но, поскольку ущерб не сиюминутный... То есть, если мы запрещаем вредные вещи, надо запретить также и маргарин, и алкоголь любой, и сахар и так далее. Поэтому, поскольку ущерб не сиюминутный, а растянутый во времени – это не является абсолютным запретом, относящимся к словам «Берегите ваши души». Тем не менее, это не поощряется».