В начале недельной главы Толдот говорится о покупке первородства нашим праотцом Яаковым у своего старшего брата-близнеца Эсава. Но можно ли всерьёз продать и купить первородство?
Продажа первородства выглядит как абстракция, а то и вовсе — фантазия. И действительно, не стал же Яаков после этой сделки старше своего брата. Ведь первородство — не предмет, который можно купить и продать, но — свершившийся факт рождения одного брата раньше другого, а время вспять — не повернешь.
Обратим внимание и на плату, которую получил Эсав за продажу первородства — кусок хлеба и тарелка чечевичной похлебки. Если первородство считалось бы чем-то важным — почему Эсав согласился отдать его практически даром. Если же мы говорим об абстракции — тогда как ее можно продать?
Слово «первородство» на иврите — бехора, а «первенец» — бехор (ударения в обоих случаях — на последнем слоге). Они образованы от корня, состоящего из букв бет, каф, рейш.
Из тех же букв состоит и слово бераха — «благословение». Бераха спускается в наш мир только в результате аводат а-Шем (реализации Воли Творца).
Это дает нам понимание, что первородство — не столько факт рождения «первым номером», сколько — особая духовная работа, намного более объемная, нежели у остальных, родившихся позднее братьев и/или сестер.
В прежние времена в еврейском народе именно первенцы должны были быть коэнами, то есть — служителями в Храме. Однако после событий, связанных с созданием золотого тельца Всевышний передал эту обязанность колену Леви, которое выстояло, не запятнало себя этой ошибкой.
Однако для нашего разговора важно отметить, что Небеса наделяют первенца более богатым духовным потенциалом. Разумеется, для выполнения своей, более серьезной миссии.
Человек, как правило — не может завершить выполнение своей духовной задачи в этом мире. После его ухода в мир иной, «эстафету» принимают его дети (или ученики), которые доделывают работу своего отца (или Учителя). Это, конечно же, некое очень общее правило. Но тут у нас нет необходимости в том, чтобы обсуждать детали этого процесса.
Из Торы мы знаем, что вся Земля Израиля была поделена на земельные участки, и каждый еврей (за исключением левитов и коэнов) получил свой земельный надел, который должен служить ему базой для духовной работы. Земельный надел по законам Торы передается по наследству, от отца — детям. Причем, первенец получает двойную долю по сравнению с остальными братьями. У него — больший, нежели у них, духовный потенциал. Соответственно, и земли, позволяющей его раскрыть, ему нужно больше.
Эсав родился первым. И на нем, как на первенце, лежала обязанность служить Всевышнему с большей серьезностью, а потом — осуществлять работу в Храме. Однако он ничего этого просто-напросто не хотел. Не хотел ради приближения к Творцу отказываться от комфорта и спокойной жизни.
Ведь работа в Храме таит в себе немалые опасности. Находясь в «эпицентре» Присутствия Творца, коэн подвергался риску — даже неправильная мысль, зародившаяся в его голове, могла привести к тяжким последствиям, вплоть до смертного наказания.
Таким образом, Яаков купил право служить Творцу, вместо Эсава. То есть, по сути — «выкупил» его особый духовный потенциал. Эсав попросил за это ничтожную цену — один обед. Духовность в его глазах не имела никакого реального веса. Поэтому даже такая сделка показалась ему очень выгодной.
В Торе говорится, что он презрел свое первородство, и на Небе увидели его тотальное нежелание реализовывать свои задачи. А ведь кто-то должен был выполнить их. И отвергнутый Эсавом потенциал Всевышний передал Яакову.
В конце концов, Эсав не только продал первородство, не только отказался от Небесной духовности, но, более того — возненавидел Яакова и Всевышнего. Акт продажи, по сути, выразил желание Эсава променять духовное на материальное. Яаков же, наоборот, был готов ради духовности отказаться от материального.
Всевышний «услышал» их, а в результате Эсаву был отдан этот мир, а Яакову — Будущий мир.
Однако для того, чтобы попасть в Будущий мир, необходимо проделать немалую духовную работу в этом мире. Поэтому определенная доля Яакова и в материальном мире тоже есть.
В принципе, перед каждым человеком постоянно стоит выбор, что предпочесть — духовное или материальное. Всевышний устроил мир так, что для увеличения духовности нужно отказаться от комфорта, спокойствия и стабильности.
Духовность и комфорт, по сути, не сочетаются. Тут, безусловно, не подразумевается, что ради духовного развития надо совершенно отказаться от всех материальных благ. Нет, речь о том, чтобы пользоваться ими скромно и в меру, по необходимости.
С другой стороны, можно ли жить спокойно, наслаждаясь всеми благами, если мир еще не исправлен и человечество не повернулось к Всевышнему?
Небеса дают человеку всевозможные духовные «поручения», сегодня — одно, завтра — другое. Для их выполнения создаются разные ситуации. Поэтому и стабильности нет.
Так вот и проверяется, действительно ли человек стремится приблизиться к Творцу.
Источник: evrey.com