В еврейской среде периодически встречается такое явление: евреи-сефарды часто берут в жены русскоязычных девушек, но ашкеназскому еврею, особенно выходцу из стран бывшего СССР, практически нереально получить согласие семьи сефардской еврейки на брак. Корень этой ситуации лежит в традиционном правиле, по которому, если в семье супруги являются представителями разных общин, то в доме соблюдаются обычаи общины, к которой относится муж. Это правило касается не только ситуации «сефарды-ашкеназы», оно также применяется внутри сефардской общины, которая состоит из около десяти основных подгрупп, и среди ашкеназов, число подгрупп которых также не менее десяти.
Поэтому, когда сефард женится на еврейке-ашкенази, то их семья и будущие дети будут сефардами, то есть жить по обычаям сефардских общин. В случае, если сефардка становится женой ашкеназского еврея, то их дети будут считаться ашкеназами, и весь их семейный уклад будет основываться на обычаях ашкеназов.
Так как ашкеназы и сефарды являются евреями – потомками Авраама, Ицхака и Яакова, то они не должны быть против такого «смешанного» брака своих детей. Последнее время в Израиле практически нет с этим никаких проблем. Исключение составляют случаи, когда между семьями существует огромный разрыв в «уровне религиозности».
Однако существует и крайне негативное отношение к русскоговорящим евреям (из бывшего СССР), особенно к ашкеназам. со стороны сефардских общин. К сефардским евреям из тех же постсоветских стран отношение несколько лояльнее.
Дело в том, что семьи бухарских, грузинских и горских евреев, несмотря на советский режим, сумели сохранить основные аспекты еврейской традиции. В таких семьях очень ревностно относились к соблюдению базовых еврейских законов. Совершенно другая ситуация сложилась у ашкеназских евреев, семьи которых с приходом советской власти практически полностью отошли от еврейской жизни. Те же традиции, которые могли сохраниться в русскоговорящих ашкеназских семьях, не несли в себе глубокий смысл, а исполнялись, как своего рода семейный обычай.
Тем не менее, число смешанных браков ашкеназских евреев с представителями других народов за последние полстолетия сильно увеличилось, и с каждым годом оно становиться все больше и больше.
На этом фоне еврейская жизнь тех молодых русскоязычных евреев, кто сам выбрал путь соблюдения еврейских заповедей, может выглядеть еще неустойчивой и шаткой. К сожалению, часто так и бывает. То есть, нет никакой гарантии, что парень или девушка из русскоязычных ашкеназов не свернут с еврейского пути, даже если они до брака с сефардами много лет соблюдали еврейские традиции или же их родители старались вести еврейский образ жизни.
Случаи, когда сефард женится на девушке ашкеназского происхождения встречаются намного чаще потому, что он рассчитывает на то, что он, как глава семьи, сможет привить жене свои традиции, и их семья будет жить подобно любой другой из сефардской общины. Однако, конечно, бывает, что сефардский муж не в состоянии повлиять на свою жену-ашкенази.
Зато, если сефардская еврейка выйдет замуж за русскоязычного ашкеназского еврея, у которого, как правило, нет за плечами семейных еврейских традиций, а его личная позиция еще слишком неустойчива, то существует малая вероятность, что такая семья и дети в ней не пойдут по еврейскому пути. Безусловно, есть примеры счастливых исключений. Поэтому стоит с пониманием относиться к порой жесткой реакции родителей сефардской девушки, когда ее руки просит ашкеназский еврей, выходец из бывшего СССР.
По материалам evrey.com