Есть отдельная особая заповедь Торы молиться Творцу, Всевышнему, Царю царей. Но чтобы выполнить должным образом заповедь молитвы, необходимо к ней подготовиться, создать соответствующий настрой, чтобы с должной каваной (намерением) произносить те или иные слова. По мнению мудрецов, подготовка к молитве не менее важна, чем сама молитва, поэтому не следует ею пренебрегать.
Необходимо скромно, но достойно одеться, как мы обычно одеваемся, идя на встречу, аудиенцию к очень важному и влиятельному человеку. И не имеет значения, происходит молитва в синагоге или человек молится у себя дома. У пророка Амоса сказано: «Приготовься к встрече с Богом твоим…», это значит, что, приступая к молитве, надо чувствовать себя, как будто ты предстал перед великим Властителем – и в Его воле сделать с тобой все, что ты заслуживаешь.
Весьма похвально и хорошо дать перед молитвой цдаку, во исполнение слов, написанных в Тегилим: «С милостью (цедек) я предстану перед лицом Твоим». А согласно каббалисту Аризалю, цдаку дают (бросают деньги в копилку) во время чтения «Псукей де-зимра» (Псалмов восхваления), дойдя до слов «… и Ты правишь всем» – именно так поступал сам Ари а-Кадош.
Запрещено заниматься посторонними делами до молитвы, т.к. это может задерживать время начала молитвы или даже вообще отвлечь от нее. Например, начинать работать мили отправляться в путь.
По Галахе, до молитвы нельзя ничего есть и пить. Но можно перекусить, чтобы голод не мешал сосредоточиться на молитве. Обычно это мезонот (печенье, пирог) с чаем или кофе. Ведь, как говорится в известной хабадской истории, «лучше есть и думать о молитве, чем молиться и думать о еде».
Чистота тела также очень важная вещь. Перед молитвой человеку необходимо совершить все физиологические процедуры, очистить себя, умыться. Принято также, что при произнесении благословений или слов Торы, верхняя часть тела должна быть отделена от нижней – поэтому носят поясом, а у хасидов принято при молитве надевать гартл (специальный «молитвенный» пояс поверх верхней одежды).
Место молитвы не должно плохо пахнуть, в нем не должно находиться грязных, неприятных вещей (например, грязных пеленок), чтобы ничего не отвлекало от молитвы и сосредоточению на ней. Кроме того, добавим, что нельзя произносить в уме слова Торы или молитвы, или даже думать о них, находясь в туалете или в ванной, и даже перед открытым входом в эти места.
Также нескромно одетая женщина, или замужняя дама, волосы которой не покрыты, женское пение – согласно Галахе нельзя молится при таких «помехах».
Ну и само собой, перед каждой из молитв следует сделать «нетилат ядаим» – омовение рук, чтобы ритуально их очистить.
В хасидизме молитва рассматривается как самое важное деяние человека. Истинный смысл же молитвы при этом – постичь схему нисхождения божественного света в наш нижний материальный мир. Размышление об этом может привести к экстазу, но это не является самоцелью. Многие хасидские группы, при всей строгости соблюдения религиозных предписаний, пренебрегали установленными часами молитвы, утверждая, что подобная регламентация мешает общению с Творцом, двекуту с ним (прилеплению к божественной сущности). Иногда подготовка к молитве (это размышления, учеба, религиозное созерцание и т.п.) занимала у хасидов, особенно первых, больше времени, чем сама молитва. Миснагдим их часто критиковали, в том числе и за несоблюдение времени обязательных молитв.
Рабби Элимелех из Лежайска, один из столпов хасидизма в Польше, составил даже для своих последователей специальную «Молитву перед Молитвой», для создания у них должного настроения, концентрации и расположения духа перед службой Всевышнему. Она напечатана во многих сидурах от имени Ребе Элимелеха из Лежайска.