Кто наблюдал за тем, как учатся, или проводят богослужение религиозные евреи, наверняка замечали и «странное», с нашей точки зрения их поведение: на месте устоять не могут, раскачиваются в разные стороны, вечно в каком-то движении, нет, чтоб сидеть и читать, спокойно стать и помолиться. И оказывается, не мы одни озадачиваемся этим вопросом, он интересовал многих мудрецов задолго до нас, и они находили этому феномену свои объяснения.
Хотя и есть мнение, что подобающее поведение для еврея во время молитвы – это стоять неподвижно, не двигаясь, обычной практикой стало раскачивание и во время молитвы, и во время изучения Торы или Талмуда.
Из объяснений рационального характера приведем мнение, высказанное в книге «Кузари» (философское произведение поэта и философа, раввина Иегуды Галеви, написанное в XII веке). Автор пишет следующее: так как в древности рукописей книг было совсем мало (от себя добавим, что и печатные потом были в большом дефиците), то вокруг одной книги сидело несколько учеников, например, с десяток, так что головы одних закрывали текст глазам других. И каждый из учеников должен был наклониться, чтобы заглянуть в написанное в книге – отсюда и раскачивания («Кузари» 11,80).
Еще одно мнение: этот обычай идет еще со средних веков, так человеку проще отстраниться от всего земного. Многим раскачивание помогает сосредоточиться, попасть в ритм произносимого текста, а то и впасть в некий молитвенный транс. Если вам приходилось молиться в обществе хасидов, замечали ли вы, насколько их молитва искренна, отрешенная от материального мира, буквально внеземная? Каждый как будто находится не здесь, а прямо в чертогах Всевышнего и просит – да где там просто просит, – вымаливает, умоляет, требует! Незабываемая картина.
Как легитимацию этого обычая приводят стихи Торы и Танаха, где намеками говорится, что именно это и есть нормальное поведение пред лицом Всевышнего. Например: «И увидел народ, и покачнулись они» (в рассказе о даровании Торы: Шмот 20:14); «И он боялся Меня, и перед именем Моим раскачивался он» (Малахи 2:5) и т.д. Также в Тегиллим говорится: «Все кости мои скажут...» (Тегиллим 35:10) – т. е в общении со Всевышним – в молитве, в обращении к Нему, должны быть задействованы «все кости», а достичь этого можно, раскачиваясь.
Есть и каббалистическое объяснение обычая: душа еврея связана с Торой, подобно тому, как фитиль горящей свечи неразрывно связан с пламенем, дрожащим и раскачивающимся на ветру. На страницах книги «Зогар», главной книги Каббалы (гл. Бамидбар 218-б – 219-а) рассказывается, что раби Аба задал раби Шимону бар Йохаю вопрос о причинах раскачивания во премя молитвы. Раби Шимон бар Йохай уподобил еврейскую душу свече, на основании сказанного в притчах царя Шломо: «Душа человека – светильник (буквально: «нер» – «свеча») Всевышнего…» (Мишлей 20:27). Как огонь свечи, только лишь загорелся фитиль, он уже не остаётся в покое, а постоянно движется – так и евреи, чьи души подобны огню свечи. Когда еврей произносит слово Торы, «свет» зажигается, и молящийся не может оставаться неподвижным, он начинает раскачиваться из стороны в сторону, как колеблется пламя свечи.
А почему раскачиваются именно вперед и назад? Приводят слова Рамбама из «Мишне Тора» (2:2) о том, что, изучая великие деяния Творца, человека охватывает любовь и желание постичь Всевышнего, но только лишь человек задумывается о смысле этих непостижимых человеческому разуму вещей, как он «..тут же отшатнется назад, и устрашится, и охватит его ужас, ибо он осознает, что он – маленькое, низкое и ничтожное создание, стоящее со своим мизерным умом перед Разумом Совершенным». Т.е. соприкасание со святостью вызывает у человека две противоположные, разнонаправленные реакции: с одной стороны, страстное желание приблизиться к Творцу, а, с другой, – некое отдаление и трепет перед Ним. И эта реакция сопровождает еврея в контакте с абсолютной святостью: он раскачивается (молясь или изучая Тору), вперед и назад, то приближаясь к Творцу, то отдаляясь от Него.