Сегодня многие пытаются каким-то образом празднование Нового года влить в еврейскую жизнь и даже найти этому обоснование в Талмуде. Однако эта затея не просто бесполезная, но и довольно губительна. Надо понимать, что смысл еврейских праздников в корне отличается от нееврейских.
На протяжении последних лет стал подниматься один и тот же вопрос – так стоит ли или не стоит отмечать светский новый год, который кое-кто прозвал «финансовым новым годом». Недавно дискуссия на эту тему снова всколыхнула русскоязычный интернет, потому что была выдвинута очередная теория, как легитимизировать этот праздник. Эта теория основывалась на том, что идея праздника изначально принадлежит первому человеку в этом мире, Адаму а-Ришону. В качестве аргумента авторы этой теории ссылаются на отрывок из трактата Талмуда Авойда Зора. В нем сказано, что первый человек, заметив, что световой день имеет свойство сокращаться, сильно обеспокоился, но уже после зимнего солнцестояния, когда день постепенно стал увеличиваться, он обрадовался и решил отметить это событие. С тех пор в почти каждой из мировых традиций этот день каким-либо образом выделяется из остальных дней в году. Приверженцы идеи отмечания светского Нового года, указывая на то, что праздник находит свое отображение в Талмуде, не видят никаких препятствий для отмечания его евреями. Они даже предлагают влить его в еврейский календарь.
Оппоненты такой теории, в первую очередь, объясняют, что в указанном рассказе из Талмуда скрыт гораздо более глубокий смысл. Он демонстрирует как раз кардинальное отличие еврейских праздников от праздников всех других народов. Что касается других народов мира, то это вполне нормально и даже правильно, что они отмечают праздник, основоположником которого считается Адам. Что же касается еврейской традиции, тут есть некоторые принципиальные нюансы.
Согласно Талмуду, все нееврейские праздники основываются на определенных наблюдениях. Праздник устанавливался после многочисленных наблюдений и соответствующих выводов. Это относится и к дням побед, дням сборки урожая и прочих. Таким образом, народ пытался высказать свою благодарность Б-гу за те хорошие вещи, которые Он им даровал. Минус был в том, что зачастую это делалось с использованием различных идолов. Собственно, союз Всевышнего и потомков Ноаха и предполагает, что Б-г обеспечит нормальное существование мира (например, смена времен года), а люди будут стараться сохранить общество, объявив вне закона убийства, воровство и т.д. В качестве наглядного символа этого союза стала радуга, отражающая все цвета в каплях воды.
С дарованием Торы возникло понятие «хидуш», то есть что-то новое, доселе неизведанное. Тора указывает на такое, о чем без нее мы никогда бы не узнали. Если Тора описывает какую-то, по нашему мнению, очевидную вещь, стоит подумать, так ли это на самом деле. Ведь знаком союза Всевышнего с евреями выступает не природное явление, а «вторжение» в природу в виде обрезания, то есть изменения природы.
Праздники еврейского календаря также не установлены в честь какого-то события, а являются отражением сути вещей. Такие дни, как Рош а-Шана и Йом Кипур, яркое тому подтверждение. Можно задать вопрос, а как же быть с Песахом, в который мы отмечаем день выхода из Египта. Но в Торе сказано, что «Ради этого (чтобы мы праздновали седер Песах) Всевышний сделал все при выходе из Египта». В связи с этим, основная цель празднования Песах – не выделить дату выхода из Египта, а воспитывать детей, пересказывая им эту историю. Даже праздник Шавуот, когда отмечается день дарования Торы, привязан к завершению ежегодного исчисления дней, а также к желанию снова получить нашу Тору. Суккот тоже не является исключением. Даты отмечания этого праздника также не связаны с исходом, о котором он повествует, а несут совершенно другой смысл.
Более того, Пурим и Ханука, являющиеся очевидным следствием больших побед, только после длительных споров мудрецов смогли закрепиться в еврейском календаре. При этом они отражают не саму победу как таковую, а ее глубокую суть. Не зря мудрецы питаются найти в Торе хоть какие-то намеки на Эстер или Мордехая, потому как такие праздники могли «прописаться» в еврейской традиции только имея сильную связь с Торой.
На этом фоне проба пополнить еврейский календарь новым «праздником первого человека» свидетельствует о непонимании принципа построения этого календаря. Что не мешает многим евреям отмечать его и без получения «официального» статуса)