Понятие "Ноев Ковчег" используется всеми и повсеместно. Более того, в отличие от других "крылатых выражений и терминов", все люди, использующие это словосочетание в своей речи, прекрасно осведомлены о его происхождении.
Употребляя понятие "Ноев Ковчег" в разговоре, мы и не задумываемся о том, насколько это понятие "не фантастическое". Ведь многие века люди спорили о том, где в действительности сейчас находится этот самый корабль-легенда, так называемый прообраз подводной лодки, и доказывали друг другу, что видели его обломки. Давайте узнаем об этом поподробнее.
В начале вспомним о происхождении понятия...
Итак, в Пятикнижии в книге Берейшит написано, что Б-г повелел Ноаху (Ною) построить особый закрытый корабль, эдакую подлодку, в котором должны будут спрятаться от грядущего Всемирного Потопа все члены семьи Ноаха и все виды животных. Как известно, чистых животных, то есть пригодных для дальнейших жертвоприношений, нужно было взять семь пар, а нечистых по одной паре.
Причиной потопа, согласно Торе, стало ужасное развращение всего человеческого рода. При этом разврат царил не только в действиях, но и в мыслях людей. Более того, также вместе с людьми в грех пустились все животные, пресмыкающиеся и птицы. Рыб эта участь обошла. Всевышний решил уничтожить всех людей, которые не вернутся на путь истинный. Для того, чтобы дать людям последний шанс, Он выбрал "праведного и непорочного в своём поколении" человека, Ноаха. Тот должен был привселюдно строить ковчег из смолянистого дерева гофер. Ковчег должен был быть длиной в триста локтей (133.5 м), шириной в пятьдесят локтей (22.25 м) и высотой в тридцать локтей (13.35 м). Учитывая такие размеры сооружаемой конструкции, очевидно, что она будет видна не только тем, кто находится рядом, но и людям, находящимся достаточно далёко от места строительства. Конечно же, это зрелище вызывало любопытство людей, и они интересовались у Ноаха, что за стройку он затеял. После этого разговоры о ковчеге расходились по всем городам и землям. Таким образом, огромное количество людей узнало о строительстве ковчега. Также Ноах поведал людям о причинах строительства ковчега. В этом и состоял замысел Всевышнего: чтобы люди узнали о намерениях Всевышнего и образумились... Но люди лишь смеялись над строителем ковчега.
Вследствие этого, Всевышний выбрал Ноаха и его семью для того, чтобы от них создать новое человечество.
Целый год продолжался Потоп. После убывания воды движение ковчега остановилось. Согласно Пятикнижию, после ухода воды ковчег больше не мог плыть дальше и застрял на горе Арарат. Вот тут и начинается интригующая история о местонахождении ковчега, решение которой не найдено и по сей день.
Относительно ковчега в течение веков разворачивалась детективная эпопея.
Канонизированный Армянской Апостольской Церковью Иаков Низибийский не единожды организовывал экспедицию на гору Арарат, но каждый раз она каким-то мистическим образом не могла дойти до своей цели - вершины горы. Впрочем, согласно легенде, Иаков всё же нашёл некий обломок древесины, принятый за фрагмент искомого корабля. Этот артефакт о сих пор хранится в Эчмиадзинском соборе в Армении.
Интересно то, что в среде исповедующих ислам в качестве последней остановки Ноева Ковчега фигурирует гора Аль-Джуди, расположенная в районе Бохтан Юго-Восточной Турции и являющаяся вершиной данного района. Хотя и тут не всё так просто: многие считают, что Аль-Джуди находится в Аравии. Как в случае Аль-Джуди, так и в случае с армянским Араратом, местные предприимчивые люди уже успели наплодить туристические центры, завлекающие приезжих на экскурсию в место, где, как они утверждают, остановился ковчег.
Множество раз, начиная с IV века совершались различные походы и экспедиции на Арарат, ориентированные на поиск ковчега. Даже якобы в XIX-XX веках были найдены фрагменты ковчега, но доказательств этому нет.
Известный своими сомнительными аристократическими семейными узами авантюрист Джон Джозеф якобы обнаружил ковчег в 1887 году, но руководство Турции, которая владела этой частью горы, не разрешило вывезти находку из страны. И опять-таки доказательств нет.
Искатели приключений русского происхождения также приложили руку к наполнению легенды. Некий лётчик Владимр Росковицкий, пролетая в 1916 году над Араратом, якобы видел остатки ковчега. Он написал об этом рапорт своему начальству. На следующий год экспедиция из солдат армии Российской империи добралась до места, указанного лётчиком. Было сделано множество снимков, но потом после революций в России все вещественные доказательства данной экспедиции исчезли. Провести экспедицию снова больше не было возможности ввиду начавшихся боевых действий с участием Турции. Более того, с тех пор данная часть горы находится на стыке границ разных государств, и какие-либо экспедиции туда проблематичны. Хотя, казалось бы, в век бурно развивающихся технологий и активно сотрудничающих государств для человеческой цивилизации нет преграды в вопросе исследования гор...
Согласно предположению исследователей данного вопроса, наиболее вероятным местом на Арарате, где может таиться ковчег, является так называемая Араратская аномалия. Она представляет собой объект неизвестного происхождения, выступающий из снега на одном из склонов горы. Впрочем, многие учёные полагают, что в качестве аномалии люди воспринимают ледник, сложенный преимущественно из льда и снега, которые наслаивались веками, а то и тысячелетиями.
В сети Интернет можно найти множество снимков и видео с Арарата, свидетельствующих о найденном там ковчеге, но фактические доказательства того, что это не подделка так и не были представлены.
Так же в качестве места, где мог застрять ковчег рассматривают щитовой вулкан Тендюрек, находящийся на территории Турции, и Эльбрусские горы.
Ещё дальше пошли исследователи библейских текстов. Так советский учёный-востоковед еврейского происхождения И.Ш.Шифман считает, что поскольку изначально святые тексты записывались без огласовок (специальные символы, в основном обозначающие разные гласные звуки), а уже потом традиция установила те огласовки, которые используются и поныне, то имеется большая вероятность ошибочной записи. Отсюда он выводит, что на самом деле название горы в Пятикнижии не Арарат, а Урарту. А ведь в древнем государстве Урарту тоже была гора Арарат. Это даёт основание для предположения, что современная гора Арарат не является той самой горой, на которой должны покоится остатки ковчега.
Также есть большая группа верующих людей, которые считают, что нельзя разыскивать ковчег, ибо в случае, если он будет найден, ничто не сможет остановить Конец Света.
Так или иначе, но поиски ковчега с завидной периодичностью то утихают, то вновь разгораются с ещё большим ажиотажем и массовостью. Соответственно, у нас впереди ещё множество остросюжетных ходов и неожиданных поворотов в детективном сериале под названием "Поиски Ковчега Ноаха на планете Земля".