Если вы хотите понять, о чем книга, внимательно посмотрите на ее конец. Генезис заканчивается тремя глубоко значимыми сценами.
Во-первых, Яаков благословляет своих внуков, Эфраима и Менаше. Это то благословение, которое еврейские родители используют в пятницу вечером, чтобы благословить своих сыновей. Мой предшественник, Лорд Якобовиц, часто спрашивал: почему из всех благословений в Торе именно это? Он дал прекрасный ответ. Он сказал, что все остальные благословения исходят от отцов к сыновьям, а между отцами и сыновьями может быть напряженность. Благословение Яаковом Эфраима и Менаше - единственный случай в Торе, когда прародитель благословляет внука. А между бабушками и дедушками и их внуками нет никакого напряжения, только чистая любовь.
Во-вторых, Яаков благословляет своих двенадцать сыновей. Здесь чувствуется явное напряжение. Его благословение трем старшим сыновьям, Рувену, Шимону и Леви, больше походило на проклятие, чем на благословение. Но факт остается фактом - он благословляет всех двенадцать сыновей в одной комнате, в одно и то же время. Ранее мы такого не видели. Нет никаких записей о том, что Авраам благословил Ишмаэля или Ицхака. Ицхак благословляет Эйсава и Яакова по отдельности. Сам факт того, что Яаков смог собрать своих сыновей вместе, является беспрецедентным и важным. В следующей главе (первой главе Исхода) евреи впервые описываются как народ. Сложно понять, как они могли бы жить вместе как народ, если бы они не могли жить вместе как семья.
В-третьих, после смерти Яакова братья попросили Йосефа простить их, что он и сделал. Он уже делал это раньше. Очевидно, братья питали подозрение, что он просто выжидал, пока умрет их отец, как однажды решил сделать Эйсав. Внутри семьи сыновья не мстят друг другу, пока жив отец; таков, по-видимому, был принцип в те дни. Йосеф прямо говорит с их страхами и успокаивает их. "Вы хотели навредить мне, но Бог обернул это мне во благо," - говорит он.
Тора говорит нам здесь неожиданную вещь: семья важнее всего остального - земли, нации, политики, экономики, стремления к власти и накоплению богатства. С внешней точки зрения впечатляющая история состоит в том, что Йосеф достиг высот власти в Египте, сами египтяне оплакивали смерть его отца Яакова и сопровождали семью по пути, чтобы похоронить его, так что хананеи, увидев процессию, сказали: "Египтяне проводят торжественную церемонию траура" (Генезис 50:11). Но это снаружи. Но когда мы переворачиваем страницу и начинаем книгу Исхода, мы обнаруживаем, что положение евреев в Египте было действительно очень уязвимым; вся власть, которую Йосеф сосредоточил в руках Фараона, в конечном итоге будет использована против них.
Генезис не о власти. Здесь речь идет о семьях. Потому что именно здесь начинается совместная жизнь.
Тора не утверждает, что есть что-то легкое в создании и поддержании семьи. Праотцам и праматерям, особенно Саре, Ривке и Рахели, известно отчаяние бесплодия. Они знают, что значит жить в надежде, ждать снова и снова.
Соперничество между братьями и сестрами - также повторяющаяся тема книги. Псалом говорит нам "как хорошо и приятно братьям жить вместе." Можно было бы добавить: "и как редко." Почти в самом начале человеческой истории Каин убивает Авеля. Между Сарой и Агарью существует напряженность, которая приводит к тому, что Агарь и Ишмаэля отсылают прочь. Существует соперничество между Яаковом и Эйсавом, а также между Йосефом и его братьями, в обоих случаях крайне близкое к убийству.
Тем не менее, значение семьи не уменьшается. Напротив, это главное средство благословения. Дети занимают центральное место в Божьем благословении не меньше, чем дар земли. Это похоже на то, как если бы Тора с большой честностью говорила нам, что да, семья - это вызов. Отношения между мужем и женой, а также между родителями и детьми редко бывают прямыми. Но мы должны работать над этим. Нет никакой гарантии, что мы всегда будем делать все правильно. Нельзя утверждать, что родители в Генезисе всегда поступали правильно.
Семья - это место, где любовь приносит в мир новую жизнь. Это само по себе делает ее самым духовным из всех институтов. Именно здесь мы получаем самое важное и прочное нравственное воспитание. Цитируя Гарвардского политолога, покойного Джеймса Уилсона, семья - это "арена, на которой происходят конфликты, которые нужно решать." Люди в семье "любят и ссорятся, делятся и дуются, радуют и разочаровывают." Семья, говорит он, "это мир, в котором мы формируем и управляем своими эмоциями."
Тора ведет нас через области, которые были определены в 20 веке как наиболее важные арены конфликтов. Фрейд рассматривал эдипов комплекс - желание создать пространство для себя, убрав отца, как один из основных движущих факторов человеческих эмоций. Рене Жирар видел в соперничестве между братьями и сестрами источник человеческого насилия.
Я говорил о том, что история связывания Ицхака направлена именно на эдипов комплекс. Бог не хочет, чтобы Авраам убил Ицхака. Он хочет, чтобы он отказался от владения Ицхаком. Он хочет уничтожить одно из самых распространенных верований древнего мира, известное в римском праве как принцип Patria potestas, что родители владеют своими детьми. Как только это пройдет, и дети станут законными личностями в своем собственном праве, тогда большая часть силы эдипова комплекса будет устранена. У детей есть пространство, чтобы быть самими собой.
Я также утверждал, что история борьбы Яакова с ангелом направлена против источника соперничества между братьями и сестрами, а именно миметического желания, желания иметь то, что есть у вашего брата, просто потому что оно у него есть. Яаков становится Исраэлем, когда он перестает хотеть быть Эйсавом.
Так что Генезис - это не гимн добродетели семьи. Это откровенный, честный, полностью проработанный отчет о том, что значит противостоять некоторым из главных проблем в семьях.
Книга Генезис заканчивается на этих трех важных нотах: во-первых, бабушки и дедушки являются частью семьи и их благословение важно. Во-вторых, Яаков показывает, что можно благословлять всех своих детей, даже если с некоторыми из них у вас разладились отношения. В-третьих, Йосеф показывает, что можно простить своих братьев и сестер, даже если они причинили вам большой вред.
Одним из моих самых ярких воспоминаний о первых студенческих годах было прослушивание лекций на BBC в 1967 году. "Лекции Рэя" - самая престижная серия передач на BBC; первым их читал Бертран Расселл в 1948 году. В 1967 году лектором стал кембриджский профессор антропологии Эдмунд Лич. Я имел честь читать эти лекции в 1990 году.
Лич назвал свои лекции Беглый мир?, и в своей третьей лекции он произнес фразу, которая заставила меня выпрямиться и обратить на нее внимание. "Отнюдь не являясь основой хорошего общества, семья, с ее узкой частной жизнью и безвкусными секретами, является источником всех наших недовольств." Это был важный признак того, что семья вот-вот будет свергнута в пользу сексуальной свободы и самовыражения. Редко когда столь важный институт отбрасывали так основательно и так легко.
В последующие десятилетия во многих частях общества сожительство заменило брак. Все меньше людей вступали в брак, или они вступали в брак позже, и все больше пар разводились. В какой-то момент 50% браков в Америке и Великобритании заканчивались разводом. И 50% детей рождались вне брака. Нынешний показатель для Британии составляет 42%.
Последствия были глубоки и разрушительны. Например, уровень рождаемости в Европе сегодня намного ниже уровня воспроизводства. Коэффициент рождаемости 2,1 (среднее число детей, рожденных на одну женщину населения) необходим для стабильной численности населения. Ни в одной стране Европы нет такого показателя. В Испании, Италии, Португалии и Греции он снизился до 1,3. Общий средний показатель составляет 1,6. Европа поддерживает свое население только за счет иммиграции в беспрецедентных масштабах. Это смерть Европы, какой мы ее знали.
В то же время в Соединенных Штатах значительная часть населения живет в районах с немногочисленными полными семьями, неблагополучными детьми, плохими школами, слабыми социальными структурами и отчаянной нехваткой надежды. Для некоторых частей Америки это конец американской мечты.
Люди, которые ищут у государства политики и власти добра, прекрасного и истинного (эллинистическая традиция), склонны рассматривать семью и все, что она предполагает с точки зрения верности и ответственности, как помеху. Но для людей, которые понимают не только важность политики, но и ее ограничения и опасности, отношения между мужем и женой, родителем и ребенком, бабушкой и дедушкой с их внуками, братьями и сестрами, являются самой важной основой свободы.
Джеймс Уилсон прекрасно выразился: "Мы учимся сосуществовать с людьми этого мира, потому что мы учимся сосуществовать с членами нашей семьи. Те, кто бежит от семьи, бегут от мира; лишенные любви, опеки и испытаний первого, они не готовы к испытаниям, суждениям и требованиям последнего."
Удивительно, но именно об этом и идет речь в Генезисе. Не о сотворении мира, которое занимает всего одну главу, а о том, как справиться с семейным конфликтом. Как только потомки Авраама смогут создать крепкие семьи, они смогут перейти от Генезиса к Исходу и своему рождению как народа.
Я верю, что семья - это место рождения свободы. Заботясь друг о друге, мы учимся заботиться об общем благе.
Шабат шалом.