Представьте себе следующий сценарий. Ваш возраст 119 лет и 11 месяцев. Близится конец вашей жизни. Ваши надежды получили сокрушительный удар. Господь говорит вам, что вы не войдете в землю, к которой вели свой народ сорок лет. Вас неоднократно критиковал народ, который вы вели. Ваши брат и сестра, с которыми вы разделяли бремя лидерства, умерли раньше вас. И вы знаете, что ни один из ваших детей не станет вашим преемником. Кажется, что ваша жизнь подходит к трагическому концу, а ваши цели не достигнуты, стремления не осуществлены. Что вы сделаете?
Мы можем представить целый ряд реакций. Можно погрузится в печаль, размышляя о том, что "могло бы быть иначе", если бы жизнь сложилась по-другому. Можно продолжить умолять Бога изменить свое решение и позволить вам пересечь Иордан. Можно погрузиться в воспоминания о хороших былых временах, когда люди пели песню у Красного моря, когда давали свое согласие на Завет у горы, когда строили Скинию. Это были бы нормальные человеческие реакции. Моше, однако, не пошел ни по одному из этих сценариев; то, что он сделал помогло изменить ход еврейской истории.
В течении месяца он собирал народ и обращался к нему. Эти обращения составляют содержание книги Второзакония, Дварим. Эти обращения охватывают историю прошлого, ряд пророчеств и предупреждений о будущем, законы, повествования, песни и ряд благословений. Вместе они составляют наиболее полное, глубокое видение того, что значит быть святым народом, посвященным Богу; строящим общество, которое будет служить образцом для подражания человечеству в том, как сочетать свободу и порядок, справедливость и сострадание, индивидуальное достоинство и коллективную ответственность.
Кроме того важного, что сказал Моше за последний месяц своей жизни, это еще и то, что он сделал. Он поменял профессию. Он изменил свои отношения с людьми. Моше-освободитель, законодатель, чудотворец, посредник между израильтянами и Богом стал фигурой в еврейской памяти, известной как Moshe Rabeinu, "Моше, наш учитель." Так начинается Второзаконие: "Моше начал толковать закон" (Второзаконие 1:5), используя глагол be’er, который мы не встречали в этом смысле в Торе и который появляется еще один раз ближе к концу книги: "И вы напишете очень ясно [be’er hetev] все слова этого закона на этих камнях" (27:8). Он хотел все объяснить. Он хотел, чтобы люди поняли, что иудаизм - это не религия тайн, понятных лишь немногим. Это, как сказал он в своей последней речи, "наследие (всего) собрания Яакова" (33:4).
В последний месяц жизни Моше стал главным учителем. В своих обращениях он не просто говорит людям о том, что являет собой закон. Он также объясняет им, почему этот закон существует. В нем нет ничего произвольного. Закон такой, какой он есть, потому что люди пережили рабство и преследования в Египте. Это было их "учебником" в том, почему нам нужна свобода, управляемая законом. Он неоднократно повторяет: "Вы должны сделать это, потому что когда-то и вы были рабами в Египте." Они должны помнить и никогда не забывать (два глагола, которые постоянно появляются в книге) откуда они пришли и каково это было - быть изгнанным, преследуемым и бессильным. В мюзикле Лин-Мануэля Миранды Гамильтон, Джордж Вашингтон говорит молодому, вспыльчивому Александру Гамильтону: "Умирать легко, молодой человек; жить сложнее." Во Второзаконии Моше постоянно говорит израильтянам о том, что рабство - это легко, свобода – это то, что сложнее.
Во Второзаконии Моше достигает нового уровня авторитетности и мудрости. Впервые мы слышим, как он говорит своим собственным голосом, а не просто передает слова Божьи. Он хочет, чтобы люди поняли, что законы, которые Бог заповедал им, предназначены для их блага, а не только для блага Господа.
У всех древних народов были боги. У всех древних народов были свои законы. Но их законы исходили не от Бога, а от царя, фараона или правителя, как в знаменитом Кодексе законов Хаммурапи. Боги древнего мира рассматривались как источник силы, а не справедливости. Законы представляли собой созданные человеком правила для поддержания общественного порядка. У израильтян было по-другому. Их законы не создавались царями - монархия в древнем Израиле была уникальна тем, что не наделяла царя законодательной властью. Их законы исходили непосредственно от Самого Бога, Создателя вселенной и Освободителя Своего народа. Отсюда и замечательное заявление Моше: "Соблюдайте (эти законы) тщательно, ибо это покажет вашу мудрость и осознание другим народам, которые услышат об этих законах и скажут: воистину, это великий и понимающий народ" (Второзаконие 4:6).
В этот решающий в его жизни момент Моше понял, что хоть он и не будет с людьми физически, когда они войдут в землю, он все еще может быть с ними интеллектуально и эмоционально, если даст им учения, которые они возьмут с собой в будущее. Моше стал пионером, возможно, единственного величайшего вклада иудаизма в концепцию лидерства: концепции учителя как героя.
Герои - это люди, которые проявляют мужество на поле боя. Моше знал, что самые важные битвы не те, что ведутся на поле боя. Самыми важными являются духовные, нравственные и культурные битвы. Военная победа сдвигает фигуры на шахматной доске истории. Духовная победа меняет жизни. Военная победа почти всегда недолговечна: либо враг атакует снова, либо появляется новый, более опасный противник. Но духовные победы, если их урок не забыт, могут длиться вечно. Вполне обычные люди, например, Ифтах (Книга Судей, главы 11-12) или Самсон (главы 13-16), могут быть военными героями. Однако те, кто учит людей видеть, чувствовать и действовать иначе, кто расширяет нравственные горизонты человечества, действительно редкие экземпляры. Моше среди них был самым великим.
Он не только становится учителем сам. В словах, запечатленных в еврейских сердцах, он говорит всему народу, что они должны стать нацией учителей:
Расскажите своим детям и детям своих детей, как однажды и вы стояли перед Господом Богом. (Второзаконие 4:9-10)
В будущем, когда ваши дети спросят вас: "В чем смысл свидетельств, постановлений и законов, которые Господь Бог наш заповедал вам?" Скажите им: "Мы были рабами Фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта могучей рукой..." (Второзаконие 6:20-21)
Учите (этим словам) своих детей, говоря о них когда вы сидите дома и когда вы путешествуете, когда вы ложитесь и когда встаете. (Второзаконие 11:19)
Действительно, последние две заповеди, которые Моше дал израильтянам, носили явно воспитательный характер: собрать весь народ в седьмой год, чтобы услышать чтение Торы, что напомнит им об их завете с Богом (Второзаконие 31:12-13), и "Запишите себе эту песнь и научите ей народ Израиля" (31:19), понимаемую как заповедь о том, что каждый человек должен написать для себя свиток закона.
Во Второзаконии в библейский словарь входит новое слово: глагол l-m-d, означающий учиться или учить. Этот глагол ни разу не встречается ни в Генезисе, ни в Книге Исхода, ни в книге Левит, ни в Книге Чисел. Во Второзаконии он встречается семнадцать раз.
В древнем мире не существовало ничего подобного этому переживанию об образовании. Евреи стали народом, чьи герои были учителями, чьи цитадели были школами, и чьей страстью была учеба и процветание ума.
Преображение Моше в конце жизни - одно из самых вдохновляющих во всей религиозной истории. Он стал лидером не только для своего времени, но и на все времена. Его тело не сопровождало людей, когда они входили в землю, но их сопровождали его учения. Его сыновья не стали его преемниками, но это сделали его ученики. Возможно, он чувствовал, что не изменил свой народ при жизни, но в полной перспективе истории он изменил его больше, чем любой другой лидер когда-либо, превратив его в народ книги и народ, который строил не зиккураты и пирамиды, а школы и учебные заведения.
Знаменитый поэт Шелли сказал: "Поэты - это непризнанные законодатели мира." По правде говоря, не поэты, а учителя формируют общество, передавая наследие прошлого тем, кто строит будущее. Это понимание поддерживало иудаизм дольше, чем любую другую цивилизацию, а началось оно с Моше в последний месяц его жизни.
Шабат Шалом.
Перевод Анастасии Яценюк