Чтобы получить представление об уникальном уроке лидерства в главе на этой неделе, я часто прошу аудиторию провести мысленный эксперимент. Представьте, что вы являетесь лидером народа, который порабощен и угнетен, который более двух столетий страдал в изгнании. Теперь, после череды чудес, он вот-вот выйдет на свободу. Вы собираете их и встаете, чтобы обратиться к ним. Они с нетерпением ждут ваших слов. Это решающий момент, который они никогда не забудут. Что вы скажете?
Большинство людей отвечают: свобода. Таково было решение Авраама Линкольна в Геттисбергской речи, когда он вспомнил "новую нацию, зачатую в свободе", и с нетерпением ждал "нового рождения свободы." Некоторые предполагают, что они вдохновили бы людей, рассказав о цели, которая ждет их впереди, о "земле, текущей молоком и медом." Другие говорят, что они предупредили бы людей об опасностях и трудностях, с которыми они столкнутся на том, что Нельсон Мандела назвал "долгим путем к свободе."
Любая из этих речей была бы великой речью великого лидера. Ведомый Богом, Моше не сделал ничего из этого. Именно это сделало его уникальным лидером. Если вы изучите текст в главе Бо, вы увидите, что он трижды возвращался к одной и той же теме: дети, образование и далекое будущее.
И когда ваши дети спросят вас: "Что вы подразумеваете под этим обрядом?" вы скажете: "Это пасхальная жертва Господу, потому что Он прошел над домами израильтян в Египте, когда поразил египтян, но спас наши дома." (Шмот 12:26-27)
И вы должны объяснить своему ребенку в тот день: "Это из-за того, что Господь сделал для меня, когда я вышел свободным из Египта." (Шмот 13:8)
И когда придет время, ваш ребенок спросит вас: "Что это значит?" вы должны сказать ему: "Господь вывел нас из Египта, дома рабства, рукою крепкою." (Шмот 13:14)
Это один из самых нелогичных поступков в истории лидерства. Моше не говорил ни о сегодняшнем, ни о завтрашнем дне. Он говорил о далеком будущем и долге родителей воспитывать своих детей. Он даже намекнул, как поняла еврейская традиция, что мы должны поощрять наших детей задавать вопросы, чтобы передача еврейского наследия была не вопросом зубрежки, а активным диалогом между родителями и детьми.
Таким образом, евреи стали единственным народом в истории, который основывал свое выживание на образовании. Самым священным долгом родителей было учить своих детей. Сам Песах стал постоянным семинаром по передаче памяти. Иудаизм стал религией, героями которой были учителя, а страстью - учеба и жизнь разума. Жители Месопотамии строили зиккураты. Египтяне строили пирамиды. Греки построили Парфенон. Римляне построили Колизей. Евреи строили школы. Вот почему они одни из всех цивилизаций древнего мира все еще живы и сильны, все еще продолжают дело своих предков, их наследие нетронуто и не уменьшено.
Проницательность Моше была глубокой. Он знал, что нельзя изменить мир только внешними факторами, монументальной архитектурой, армиями и империями или применением силы и власти. Сколько империй пришло и ушло, в то время как человеческое состояние остается неизменным и неискупленным?
Есть только один способ изменить мир - с помощью образования. Вы должны учить детей важности справедливости, праведности, доброты и сострадания. Вы должны научить их тому, что свобода может поддерживаться только законами и привычками самоограничения. Вы должны постоянно напоминать им об уроках истории: "Мы были рабами Фараона в Египте," потому что те, кто забывает горечь рабства, в конечном итоге теряют решимость и мужество бороться за свободу. И вы должны дать детям возможность задавать вопросы, бросать вызов и спорить. Вы должны уважать их, если хотите чтобы они уважали ценности, которые вы хотите, чтобы они приняли.
Это урок, который большинство культур до сих пор не усвоили по прошествии более чем трех тысяч лет. Революции, протесты и гражданские войны все еще случаются, побуждая людей думать, что устранение тирана или проведение демократических выборов положит конец коррупции, создаст свободу и приведет к справедливости и верховенству закона; и все же люди удивляются и разочаровываются, когда этого не происходит. Все, что происходит - это смена игроков в старых играх.
В одной из величайших речей двадцатого века выдающийся американский судья сказал:
Я часто задаюсь вопросом, не возлагаем ли мы слишком большие надежды на конституции, законы и суды. Это ложные надежды; поверьте мне, это ложные надежды. Свобода находится в сердцах мужчин и женщин; когда она там умирает, никакая конституция, никакой закон, никакой суд не могут ее спасти; никакая конституция, никакой закон, никакой суд даже не могут этому помочь.
Бог научил Моше тому, что настоящая задача заключается не в обретении свободы, а в ее поддержании, поддержании духа свободы в сердцах последующих поколений. Это может быть сделано только с помощью непрерывного процесса образования. Это также не то, что можно делегировать учителям и школам. Часть этого должна происходить в семье, дома и в соответствии со священным обязательством, вытекающим из религиозного долга. Никто никогда не видел этого яснее, чем Моше, и только благодаря его учению евреи и иудаизм выжили.
Что делает лидеров великими, так это то, что они думают о будущем, беспокоясь не о завтрашнем дне, а о следующем годе, или следующем десятилетии, или о следующем поколении. В одной из своих лучших речей Роберт Ф. Кеннеди говорил о способности лидеров преобразовывать мир, когда у них есть четкое видение возможного будущего:
Некоторые считают, что один мужчина или одна женщина ничего не могут сделать против огромного множества мировых бед - против нищеты, против невежества, несправедливости и насилия. Тем не менее, многие из великих мировых движений мысли и действия произошли от работы одного человека. Молодой монах начал протестантскую реформацию, молодой генерал расширил империю от Македонии до границ земли, а молодая женщина отвоевала территорию Франции. Был молодой итальянский исследователь, открывший Новый Свет, и 32-летний Томас Джефферсон, провозгласивший, что все люди созданы равными. "Дайте мне точку опоры, - сказал Архимед, - и я переверну мир." Эти люди перевернули мир, и мы все тоже можем это сделать.
Дальновидное лидерство формирует текст и структуру иудаизма. Это была книга Притчей, в которой говорилось: "Без видения [хаззон] люди погибнут." (Мишлей 29:18). Это видение в умах пророков всегда относилось к долгосрочному будущему. Бог сказал Иехезкилю, что пророк - это страж, тот, кто поднимается на высокую наблюдательную точку и поэтому может увидеть опасность на расстоянии, прежде чем кто-либо другой узнает об этом на уровне земли (Иехезкиль 33:1-6).
Мудрецы сказали: "Кто мудр? Тот, кто видит долгосрочные последствия [ха-нолад]". Два величайших лидера двадцатого века, Черчилль и Бен-Гурион, также были выдающимися историками. Зная прошлое, они могли предвидеть будущее. Они были похожи на шахматных мастеров, которые, изучив тысячи партий, почти сразу распознают опасности и возможности в любой конфигурации фигур на доске. Они знают, что произойдет, если вы сделаете тот или иной шаг.
Если вы хотите быть великим лидером в любой области, от премьер-министра до родителя, важно мыслить долгосрочно. Никогда не выбирайте легкий вариант, потому что он прост, быстр или приносит немедленное удовлетворение. В конце концов вы заплатите высокую цену.
Моше был величайшим лидером, потому что он мыслил дальше, чем кто-либо другой. Он знал, что реальные изменения в человеческом поведении - это работа многих поколений. Поэтому мы должны поставить во главу угла воспитание наших детей в соответствии с нашими идеалами, чтобы то, что мы начинаем, продолжалось до тех пор, пока мир не изменится, потому что мы изменились. Он знал, что если вы планируете на год, сажайте рис. Если вы планируете на десятилетие, посадите дерево. Если вы планируете на века, воспитывайте ребенка. Урок Моше, которому тридцать три столетия, все еще остается убедительным сегодня.
Перевод Анастасии Яценюк