Контраст между до и после Красного моря не мог быть более полным. Прежде, повернувшись лицом к приближающимся египтянам, Моше сказал народу: "Стойте спокойно, и вы увидите избавление, которое Господь принесет вам сегодня … Господь будет сражаться за вас; вам нужно только молчать." (Шмот 14:13) Другими словами: ничего не делайте. Бог сделает все за вас. И Он сделал.
Однако в случае с амаликитянами Моше сказал Иегошуа бин Нуну: "Выбери для нас людей и приготовься к битве." (Шмот 17:9) Иегошуа так и сделал, и народ начал войну. Это был великий переход: евреи перешли от ситуации, в которой лидер (с Божьей помощью) делал все для народа, к ситуации, в которой лидер давал людям возможность действовать самостоятельно.
Во время битвы Тора фокусирует наше внимание на одной детали. Моше взбирается на вершину холма, откуда открывается вид на поле битвы, с посохом в руке:
Пока он держал руки поднятыми, сыны Исраэля побеждали, но когда он опускал руки, побеждали амаликитяне. Когда руки Моше устали, они взяли камень и положили его под него, чтобы он мог сидеть на нем. Затем Аарон и Хур держали его за руки, по одной с каждой стороны, и его руки оставались неподвижными до заката. (Шмот 17:11-12)
Что здесь происходит? Этот отрывок можно прочитать двумя способами: посох в поднятой руке Моше, тот самый посох, которым он творил великие чудеса в Египте и у моря, может быть знаком того, что победа израильтян была чудесной. В качестве альтернативы, это может быть просто напоминанием евреям о том, что Бог был с ними, давая им силу.
Очень необычно, поскольку Мишна в целом является книгой закона, а не библейским комментарием, но именно она решает этот вопрос:
Создали ли руки Моше или изменили [ход] войны? Скорее, текст подразумевает, что всякий раз, когда израильтяне поднимали глаза и посвящали свои сердца своему Небесному Отцу, они побеждали, а в противном случае они проигрывали.
Мишна ясна. Ни посох, ни поднятые руки Моше не творили чуда. Они просто напоминали евреям, чтобы они смотрели на небеса и помнили, что Бог был с ними. Их вера придала им уверенности и мужества для победы.
Здесь преподается основополагающий принцип лидерства. Лидер должен вдохновлять команду. Лидер должен дать им абсолютную уверенность в том, что они смогут сделать дело и преуспеют в этом. Лидер отвечает за их настроение и моральный дух. Во время боя командир не должен выказывать никаких признаков слабости, сомнений или страха. Это не всегда легко, как мы видим в эпизоде на этой недели. Поднятые руки Моше "устали." У всех лидеров бывают моменты истощения, и в такие моменты лидер нуждается в поддержке, даже Моше нуждался в помощи Аарона и Хура, которые помогли ему сохранить положение. В конце концов, однако, его поднятые руки были знаком, в котором нуждались израильтяне, что Бог дал им силу одержать победу.
В современной терминологии лидеру необходим эмоциональный интеллект. Дэниел Гоулман, наиболее известный своей работой в этой области, утверждает, что одной из важнейших задач лидера является формирование и поднятие настроения в команде:
Великие лидеры движут нами. Они разжигают нашу страсть и вдохновляют на лучшее. Когда мы пытаемся объяснить, почему они так эффективны, мы говорим о стратегии, видении или мощных идеях. Но реальность гораздо более примитивна: великое лидерство работает через эмоции.
Группы имеют определенную эмоциональную температуру. Как отдельные личности, ее члены могут быть счастливыми или грустными, взволнованными или спокойными, испуганными или уверенными в себе. Но когда они собираются вместе как группа, происходит процесс настройки – "эмоциональное заражение", и они начинают испытывать одно и то же чувство. Ученые экспериментально показали, как в течение пятнадцати минут после начала разговора два человека начинают сходиться в физиологических показателях настроения, таких как частота пульса. "Когда три незнакомца сидят лицом друг к другу в тишине в течение минуты или двух, тот, кто наиболее эмоционально выразителен, передает свое настроение двум другим, не говоря ни единого слова."
Физиологическая основа этого процесса, известного как зеркальное отражение, была широко изучена в последние годы и наблюдалась даже у приматов. Это основа эмпатии, благодаря которой мы проникаемся чувствами других людей и разделяем их.
Это основа для одной из самых важных ролей лидера. Именно он или она в большей степени, чем другие, определяет настроение группы. Гоулман сообщает о нескольких научных исследованиях, показывающих, как лидеры играют ключевую роль в определении общих эмоций группы:
Лидеры обычно говорили больше, чем кто-либо другой, и то, что они говорили, слушалось более внимательно … Но влияние на эмоции выходит за рамки того, что говорит лидер. В этих исследованиях, даже когда лидеры не разговаривали, за ними наблюдали более внимательно, чем за кем-либо другим в группе. Когда люди задавали вопрос от группы в целом, они не сводили глаз с лидера, чтобы увидеть его или ее реакцию. Действительно, члены группы обычно рассматривают эмоциональную реакцию лидера как наиболее обоснованную реакцию и поэтому моделируют ее, особенно в двусмысленной ситуации, когда разные участники реагируют по-разному. В некотором смысле лидер задает эмоциональный стандарт.
Когда дело касается лидерства, важны даже невербальные сигналы. Лидеры, по крайней мере на публике, должны излучать уверенность, даже когда они внутренне полны сомнений и колебаний. Если они выдадут свои личные страхи словом или жестом, они рискуют деморализовать группу.
Нет более яркого примера этого, чем эпизод, в котором сын царя Давида Авшалом совершает государственный переворот против своего отца, провозглашая себя царем. Войска Давида подавляют восстание, в ходе которого волосы Авшалома запутываются в дереве, и его убивает Иоав, главнокомандующий войска Давида.
Когда он слышит эту новость, у Давида разбивается сердце. Его сын, возможно, и восстал против него, но он все еще его сын, и его смерть опустошительна. Давид закрывает лицо руками, плача: "О сын мой Авшалом! О Авшалом, сын мой, сын мой!"
Весть о горе Давида быстро распространяется по всей армии, и они тоже, благодаря эмоциональному заражению, становятся охваченными скорбью. Иоав считает это катастрофой. Армия пошла на большой риск, сражаясь за Давида против его сына. Теперь они не могут оплакивать свою победу, не создавая путаницы и фатально не подрывая свой моральный дух:
Тогда Иоав вошел в дом к царю и сказал: "Сегодня ты унизил всех своих людей, которые только что спасли твою жизнь и жизни твоих сыновей и дочерей, а также жизни твоих жен и наложниц. Ты любишь тех, кто ненавидит тебя, и ненавидишь тех, кто любит. Сегодня ты ясно дал понять, что командиры и их люди ничего для тебя не значат. Я вижу, что ты был бы рад, если бы Авшалом был жив сегодня, а все мы были мертвы. А теперь иди и подбодри своих людей. Клянусь Господом, что если ты не выйдешь, то к ночи с тобой не останется ни одного мужчины. Это будет хуже, чем все бедствия, которые обрушились на тебя с юности и до сих пор." (Шмуэль 19:6-8)
Давид делает так, как настаивает Иоав. Он признает, что для горя есть время и место, но не сейчас, не здесь и, прежде всего, не на публике. Сейчас самое время поблагодарить армию за их мужество в защите царя.
Лидер иногда должен подавлять свои личные эмоции, чтобы защитить моральный дух тех, кем он руководит. В случае битвы после пересечения моря, первой битвы, в которой евреям пришлось сражаться за себя, Моше предстояло сыграть жизненно важную роль. Он должен был вселить в людей уверенность, заставив их посмотреть вверх.
В 1875 году археолог-любитель Марселино де Саутуола начал раскопки в пещере в Альтамире, недалеко от северного побережья Испании. Поначалу его мало что заинтересовало, но его любопытство разгорелось после посещения парижской выставки 1878 года, где была выставлена коллекция инструментов и предметов искусства ледникового периода. Решив посмотреть, сможет ли он найти столь же древние реликвии, он вернулся в пещеру в 1879 году.
Однажды он взял с собой свою девятилетнюю дочь Марию. Пока он рылся в развалинах, она забрела поглубже в пещеру и, к своему изумлению, увидела что-то на стене над собой. "Смотри, папа, коровы," - сказала она. На самом деле это были изображения бизонов. Она сделала одно из величайших открытий в доисторическом искусстве всех времен. Великолепные наскальные рисунки Альтамиры возрастом от 25 000 до 35 000 лет были настолько беспрецедентной находкой, что потребовалось двадцать два года, чтобы их подлинность была признана. В течение четырех лет Саутуола находился в нескольких футах от монументального сокровища, но упустил его по одной причине. Он забыл посмотреть вверх.
Это одна из постоянных тем Танаха: важность того, чтобы смотреть вверх. "Вознесите глаза ваши ввысь и посмотрите, кто сотворил все это," - говорит пророк (Иешаягу 40:26). "Я поднимаю глаза к холмам. Оттуда придет моя помощь," - сказал царь Давид в Псалме 121. Во Второзаконии Моше говорит израильтянам, что Земля Обетованная не будет похожа на плоскую равнину дельты Нила, где вода в изобилии и поступает регулярно. Это будет земля холмов и долин, полностью зависящая от непредсказуемого дождя (Дварим 11:10-11). Это будет пейзаж, который заставит его обитателей смотреть вверх. Это то, что Моше сделал для людей в их первой битве. Он научил их смотреть вверх.
Ни одно политическое, социальное или моральное достижение не обходится без огромных препятствий. Существуют корыстные интересы, которым необходимо противостоять, отношение, которое необходимо изменить, сопротивление, которое необходимо преодолеть. Проблемы возникают немедленно, конечная цель часто удручающе далека. Каждое коллективное начинание похоже на то, чтобы вести нацию через пустыню к месту назначения, которое всегда находится дальше, чем кажется, когда вы смотрите на карту.
Посмотрите вниз на трудности, и вы сможете поддаться отчаянию. Единственный способ поддерживать энергию, индивидуальную или коллективную - это обратить наш взор вверх, к далекому горизонту надежды. Философ Людвиг Витгенштейн однажды сказал, что его цель в философии - "показать мухе выход из бутылки." Муха в ловушке в бутылке. Она ищет выход. Она постоянно бьется головой о стекло, пока, наконец, обессиленная, не умирает. И все же бутылка все это время была открыта. Единственное, что муха забывает сделать - это посмотреть вверх. Так же, иногда, поступаем и мы.
Задача лидера состоит в том, чтобы наделять людей силой, но также и в том, чтобы вдохновлять. Это то, что сделал Моше, когда на вершине холма, на виду у народа, он поднял руки и свой посох к небу. Когда они увидели это, люди поняли, что могут одержать победу. "Не силой, а духом Моим," - сказал пророк (Захария 4:6). Еврейская история представляет собой устойчивый набор вариаций на эту тему.
Маленький народ, который, несмотря на трудности, продолжает смотреть вверх, одержит великие победы и добьется великих свершений.
Перевод Анастасии Яценюк