Давайте разберемся, регламентирует ли Тора каким-либо образом время отхода ко сну и время, когда нужно вставать. В этом, как и во множестве других аспектов еврейского закона, есть разные уровни предписаний, которые выставляют границы сна: обязательные, желательные и такие, что заслуживают особой похвалы.
Некоторые заповеди имеют временные ограничения, тем самым устанавливая рамки бодрствования человека. В первую очередь такими заповедями являются ежедневные вечерние и утренние молитвы. К примеру, вечерняя молитва Шма должна быть произнесена с появлением первых звезд на небе, а в дни осеннего и весеннего равноденствия ее читают спустя 18 минут после захода солнца. Во все остальные дни это время колеблется в диапазоне до получаса после захода солнца. Исключением являются летние короткие ночи. Таким образом, время вечерней молитвы без проблем можно вставить в расписание современного человека. Даже для тех, кто придерживаются мнения, что Шма необходимо читать через 72 минуты после захода солнца, также это время является комфортным.
Однако время утренней молитвы Шма не имеет таких четких границ. Сегодня в еврейской среде принято читать молитву Шма до трех часов после восхода солнца в дни равноденствия. Какая бы ни была другая длина светового дня, время для чтения Шма не мешает обычному темпу жизни. Однако придется хорошо постараться тому, кто захочет выполнить заповедь чтение утренней молитвы Шма в то время, которое считается желательным, а это еще до восхода солнца. Не будем говорить уже за то, что похвальным чтение Шма будет считаться, если оно происходит с восходом солнца, а значит необходимо встать примерно за час до этого. На самом деле, мало кто так делает: лишь самые стойкие могут выполнить рекомендацию царя Давида просыпаться до рассвета. Еще реже сейчас можно встретить того, кто ложиться спать с приходом ночи и встает в полночь.
Мягкие требования к соблюдению графика сегодня позволяют без особого надрыва выполнять такие заповеди.
Относительно «нормирования» продолжительности сна, то тут можно привести известного комментатора Торы Рамбама, который считал, что здоровый сон длится восемь часов. Однако в современном мире для большинства людей такой длительный сон является недостижимой мечтой. Поэтому данный вопрос лучше всего решать с применением здравого смысла.
Гораздо более серьёзно стоит относиться к хасидской рекомендации засыпать как человек, а не как животное. Здесь имеется в виду то, что человек перед сном должен подвести своего рода духовный итог прожитого дня и взять на себя хорошие решения для будущего дня. По этой причине появился обычай произносить Шма именно перед сном, что сегодня заменяет нам полуночную молитву.
По материалам р. М.Корица, ru.chabad.or