Когда мы сидим за пасхальным седером, мы празднуем наше освобождение из рабства в Египте. Агада говорит, что каждый из нас должен смотреть на себя так, вроде он лично вышел из Египта. И если бы Всевышний не освободил нас от египтян, то и мы и наши внуки до сих пор были бы рабами Фараона. Но еврейский народ был освобожден из Египта! В Торе история исхода заканчивается словами Господа: Вы не должны возвращаться по этому пути. (Втор 17:16). Простое понимание текста предполагает, что евреям запрещено возвращаться в Египет.
Запрет жить в Египте
Мехильта (Исход 14:13) перечисляет три разных стиха Торы, которые предостерегают от возвращения в Египет. Первый уже процитирован. Второй стих:
Ибо вы видели Египет сегодня, вы никогда не должны видеть его снова (Исход 14:13).
Третий стих гласит:
И возвратит Господь вас в Египет на кораблях тем путем, о котором я говорил вам, вы никогда не увидите его снова. (Второзаконие 28:68).
Маймонид сформулировал этот запрет таким образом, что, по-видимому, не остается никакой возможности его игнорировать. Он сказал (Мишне Тора, Мелахим 5.7):
«Разрешено жить где угодно, за исключением земли Египетской. Его территория включает в себя 400 парс на 400 парс от Средиземного моя, следуя на запад и гранича с землей Куш и пустыней. (Эта область включает в себя не только сегодняшний Египет, но и весь северо-восточный угол Африканского континента, в том числе Судан, Эфиопию и часть пустыни Сахары). Запрещено жить на всей этой территории. Александрия также включена в этот запрет».
Почти все мудрецы последовали Маймониду, принимая этот запрет как д'ораита (запрет Торы). Например, Книга Знаний перечисляет это как заповедь номер 500. Современный галахический авторитет, раввин Овадия Иосеф, бывший сефардский главный раввин Израиля (который сам жил в Египте два года в 1947-1949) заявил, что нет никаких сомнений в том, что запрет на проживание в Египте происходит из Торы. Однако, сам Маймонид прожил последние 38 лет своей жизни в Египте!
Маймонид был не единственным ученым, изучавшим Тору, который обосновался в Египте. На самом деле, существует длинная история еврейских поселений в Египте, с самых ранних времен и до 1950-х годов, когда бывший президент Египта Гамаль Абдель Несер преследовал египетских евреев, число которых насчитывало более восьмидесяти тысяч в то время, и, в конечном итоге, изгнал их из Египта.
Краткая история египетского еврейства
Пророк Исайя, живший в 8 веке до н.э., за несколько сотен лет до разрушения Первого Храма, признал (или пророчески предсказал) присутствие еврейской общины в Египте, и предсказал ее возвращение в Иерусалим в дни Мессии (27:13):
И случится это в тот день, когда прозвучит великий шофар, и придут изгнанники земли египетской, и предстанут они перед Господом на Святой Горе в Иерусалиме.
Примерно через столетия после Исайи, в 650 году до н.э., в Элефантине, в составе пограничного гарнизона находилась группа еврейских солдат, защищавших египетскую империю Ахеенидов. Эта еврейская община в Египте просуществовала более двухсот лет. Папирусы Элефантины, тайники с юридическими документами и письмами, найденными в там, датируются 495-399 годами до н.э. и документируют жизнь еврейских жителей этой общины.
После разрушения Иудейского царства в 597 году до н.э. большое количество евреев поселились в Египте с целью укрытия. (2 Царей 25.22-24, Иеремия 40.6-8, 44.1).
В эпоху Птоломея (332-30 годы до н.э.), в Египте, особенно в Александрии, поселилось много еврейских иммигрантов. Иосиф Флавий писал, что после того, как Птоломей I захватил Иудею, он заставил более 120 000 еврейских пленников поселиться в Египте.
История александрийских евреев берет свое начало в 332 году до н.э., когда город был основан Алесандром Великим. Евреи составляли большую часть населения и были распределены по двум из пяти районам города. Александрийская еврейская община была практически уничтожена в 68 году н.э. во время крупного погрома.
Талмудические раввины (Сукка 51б) описывали красоты александрийской синагоги. Она была настолько огромна, что могла вместить «вдвое больше людей, вышедших из Египта (1 200 000)». Однако, они также отмечают, что община была уничтожена «потому что нарушила стих: Отныне вы не должны возвращаться этим путем (Втор. XVII, 16), но они вернулись».
Во втором веке до н.э. Ония IV, сын Шимона а-Цадика, построил храм в Александрии (или Леонтополисе), который известен как Храм Онии. Талмуд (Менахос 109б) отмечает, что он был построен в качестве копии Бейт а-Микдаш, что в Иерусалиме, и что в нем регулярно приносились жертвы. Этот храм продолжал существовать после разрушения иерусалимского Храма, но был закрыт в 73 году н.э. по приказу римского императора Веспасиана. По словам Иосифа Флавия, этот храм просуществовал 343 года.
О судьбе египетских евреев в течении следующей тысячи лет мало что известно, хотя нет никаких сомнений в том, что на протяжении этих лет в Египте существовала большая и энергичная еврейская община. Каирская гениза (место, где хранятся испорченные свитки Торы и др. тексты, содержащие имя Б-га – ред.), которая охватывает документы примерно с 870 до 1880 года, дает достаточно тому доказательств.
Раввин Садайя Гаон, один из последних и самых известных гаонов, родился в Египте в 882 году.
Мы знаем, что Иегуда Галеви посетил Александрию в 1141 году. Вениамин Тудельский, посетивший Египет около 1160 года, рассказывал о еврейских общинах, которые он там нашел. Он сообщил, что в Каире было около 2000, а в Александрии около 3000 евреев.
В 1166 году Маймонид поселился в Фостате (возле Каира); он стал врачом для семей Саладина, султана Египта, и его визиря Аль-Кади, а также для его преемников. Именно здесь он написал свои самые важные книги: Мишне Тора (1180) и Путеводитель Растерянных. Он умер в Фустате в 1204 году (20-е Тевата 4965), но был похоронен в Тверии.
Раввин Иштори Хапарчи (1280-1366) писал в своей работе Кафтор в-Ферах (гл.5), что он встретил одного из внуков Рамбама в Египте, который ему сказал, что его дед подписывал письма «Моше бен Маймон, который нарушает три запрета каждый день», что является ссылкой на три стиха Торы, которые запрещают жить в Египте. Однако не было обнаружено рукописей, содержащих эту подпись.
Раввин Давид бен Соломон ибн (Аби) Зимра, известный как Радбаз (1479-1573), хоть и родился в Испании, был главным раввином Египта на протяжении сорока лет, пока не переехал в Иерусалим в возрасте 90 лет.
После изгнания из Испании в 1498 году многие евреи отправились в Египет. С открытием Суэцкого канала в 1869 году и перспективами огромного роста торговли в Египет было привлечено еще больше евреев со всей Европы, таким образом, к 1898 году в Египте проживало 25 200 евреев, из общей численности населения в 9 734 405 человек.
Приглашение вернуться
Как отмечалось ранее, еврейская жизнь в Египте внезапно оборвалась в 1950-х годах, когда в результате преследований Насера почти все евреи покинули Египет, половина вернулась в Израиль, остальные переехали в разные страны Европы и Америку.
Некоторое время назад доктор Эссам аль-Эриан, и советник бывшего президента Египта Мухаммеда Мурси, дал телевизионное интервью насчет евреев, которые иммигрировали в Израиль. «Я надеюсь, что, дай Б-г, евреи вернутся на родину. Я обращаюсь к ним: Египет - ваша земля. Почему вы должны продолжать жить в условиях угнетающего и расистского режима, режима оккупации?»
Коллеги не поддержали его взглядов, и он был вынужден уйти в отставку. В то же время, израильтяне египетского происхождения отнеслись к этому приглашению скептически. Никто не ожидает, что египетские евреи вернутся. Тем не менее, следует задаться вопросом о том, что говорит Галаха о возвращении евреев в Египет. Почему евреи, в том числе и великие мудрецы, жили в Египте, если Тора запрещает это? Каково галахическое объяснение большим и энергичным еврейским общинам, существовавшим в Египте до 1950-х годов?
Раввин Овадия Йосеф отметил, что, хоть запрет на жизнь в Египте и имеет библейское происхождение, раввины всегда были вынуждены искать способы отменить его, потому что много евреев действительно жили в Египте. Существует несколько подходов к этому вопросу, в том числе и следующие:
- Запрет жить в Египте применяли только в библейские времена, так что в наши дни этот запрет недействительный (Рабейну Бахье).
- Сегодняшние египтяне - не те египтяне, среди которых нам нельзя жить; однако Минхат Хинух считает, что запрет является географическим, независимо от того, кто проживает на этих территориях.
- Запрет касается только тех евреев, которые отправляются в Египет из Израиля; это означает, что евреям, приезжающим с любых других стран можно жить в Египте (Сефер Ереим, 309). Ритва и Кафтров Ферах добавляют, что это путешествие запрещено, если оно проходит через пустыню, по пути, по которому шли евреи, покидая Египет.
- Поскольку библейский запрет сформулирован во множественном числе, он не распространяется на одного человека; что запрещается, так это массовая иммиграция.
- Поскольку Маймонид и другие ограничивают запрет на "поселение", въезд в Египет с любой другой целью, такой как торговля или учеба, допускается. Рдаваз (Хилкос Мелахим 5:7) писал, что человек, который уже находится в Египте, приехав туда изначально для других, разрешенных целей (бизнес, например), не нарушит запрет, если останется там. Раввины были снисходительны и не применяли свой запрет, как только человек уже селился в этом месте, потому что было сложно найти средства к существованию в другом.
- Запрет на жизнь в Египте действует только тогда, когда еврейский народ поселяется среди своего собственного народа. Когда Эрец-Исраэль управляется другим народом, он ничем не отличается от любой другой части мира, так как евреи находятся в состоянии галута. В таком случае евреи могут жить в Египте так же, как и в любой другой стране (Ритва, Йома 38а). Эта причина, конечно, больше не применима в наши дни.
Обратите внимание, однако, что ни одно из этих объяснений не согласовывается со словами Рамбама, приведенными ранее. Он постановил, что запрет безоговорочно действует и сегодня, независимо от того, откуда и каким путем человек пришел пришел в Египет. Он пишет, что там запрещено жить, поэтому способ прибытия туда не имеет никакого значения. Если так, то почему Рамбам не последовал своему собственному решению и поселился в Египте? На эту загадку нам еще предстоит найти ответ.
Источник: jewishmag.com
Перевод Анастасии Яценюк