Как указывается в Шульхан Арух (свод еврейских законов – ред.), евреям запрещается обращаться в нееврейский суд с целью решения спорных вопросов. Даже если обе стороны не возражают против решения вопроса через нееврейский суд, а само решение не будет противоречить закону Торы, запрет сохраняется. Дело в том, что, подавая иск в нееврейский суд, еврей тем самым утверждает, что законы Торы не в состоянии в полной мере гарантировать справедливое решение по определенному вопросу. Кроме того, возлагая ответственность за решение спора на нееврейский суд, человек указывает на недостаточную компетентность еврейского суда, что, в свою очередь, дискредитирует и унижает святость Торы.
Однако в случае, когда обычный светский суд обладает большей силой, чем еврейский, и ответчик не хочет являться в суд, то при наличии разрешения от бейт-дина человеку дают возможность обратиться в другой суд, который имеет силу в данном месте.
Запрет, касающийся нееврейских судов, относится также и к еврейским нерелигиозным судам, которые выносят решения не по Торе. В нерелигиозном суде нельзя судиться ни как с одним человеком, ни как с целой организацией, без предварительного обращения в религиозный бейт-дин.
В Израиле сейчас существует закон «хок а-борэрут», который дает право истцу и ответчику решать свой спор в религиозном бейт-дине. Таким образом, бейт-дин обладает юридическим правом решать любые имущественные споры, если обе стороны не возражают против этого. В случае, когда хотя бы одна из сторон игнорирует решение суда, бейт-дин может передать данное дело в юрисдикцию государственных структур, которые приведут в исполнение то решение, которое ранее вынес бейт-дин.
Бейт-дин, конечно, не может насильно заставить ответчика явиться в суд, но он имеет право наложить на такого человека «херем», в частности, опубликовать в официальном издании запрет на вступление с ним в любые отношения. Кроме того, «херем» подразумевает запрет включение данного лица в «миньян».
При этом ряд учреждений, таких, как государственные организации, банки и страховые компании, согласно израильским законам, имеют право решать спорные вопросы только в государственном суде.
В спорах, где ответчиком является нееврей, который, скорее всего, проигнорирует решение еврейского религиозного суда, разрешено обращаться в государственный суд.
В любом случае, перед тем, как решиться на этот шаг, обязательно следует определить, обосновал ли этот иск с точки зрения законов Торы. Обращаясь даже в обычный суд, истец может требовать лишь то, что ему полагается по закону Торы. В связи с этим, лучше всего предварительно получить консультацию знающего раввина.
В отношении того, как определяется, что полагается истцу по закону Торы, а что нет, ключевое значение имеет такое понятие, как минаг а-медина, то есть обычай данной местности. Здесь имеется в виду закон и традиция, которую соблюдает все население данной конкретной местности.
На сегодняшний день большинство государственных законов, касающихся прав работников, приобрели статус минаг а-медина. К примеру, при увольнении работника работодатель обязан выделить ему денежную компенсацию, хотя закон Торы этого не предусматривает, но данный закон уже имеет статус минаг а-медина. Такая же ситуация складывается и с выплатами «на оздоровление», с законом о сверхурочных часах работы, с «больничным» и отпуском.
Надо понимать, что все деловые договоры между людьми обретают законную силу и по закону Торы. Это касается и трудового договора, который должен соблюдаться наравне с другими требованиями Торы.
В трактате Авот говориться: «Сказал рабан Шимон бен-Гамлиэль: «На трех вещах держится мир: на суде, на правде и на мире»». То есть суд, основывающийся на законах Торы, является одной из основ мироздания, и когда мы обращаемся в бейит-дин, мы тем самым поддерживаем существование мироздания.
По материалам р. Моше Сытина, toldot.ru