Один из многих важных национальных разговоров, происходящих в эти дни, связан с признанием и осознанием привилегии. Для некоторых людей привилегия - это негативное явление, которого нужно стыдиться. Я так не считаю.
Привилегия - это не ругательство. Очень важно осознавать все привилегии, которыми наделен человек, признавать их и ценить то, что другие не разделяют этого благословения; необходимо применить это осознание и признание, демонстрируя заботу и сострадание к другим. Однако не нужно извиняться за обладание привилегией, стыдиться или чувствовать себя виноватым за то, что она у вас есть. Все с точностью до наоборот, привилегия - это оно и есть - привилегия. Стоит быть благодарным за нее, ценить, и, самое главное, чувствовать себя чрезвычайно обязанным.
Мы, евреи, обладаем особыми привилегиями, но не в том смысле, каком вы думаете.
Для некоторых привилегия означает выгоду или автоматическое предположение о невиновности. Для других она означает доступ, право на вход, возможности. Для некоторых привилегия означает комфорт, безопасность и защищенность.
По этим определениям, в контексте истории, да и сейчас тоже, евреи относятся к числу наименее привилегированных народов. Мы были мишенью клеветы, ложных обвинений, предположений о виновности. Это не часть древней истории. Последний кровавый навет случился в Массене, штат Нью-Йорк, в 1928 году.
Доступ и возможности? Еще в 1970-х годах евреям и чернокожим было, без капли стыда, отказано во въезде в загородные клубы Южной Флориды, районе, который сегодня считается «таким еврейским». У многих были таблички с надписью: «никаких собак, никаких цветных, никаких евреев». И не так давно евреям также отказывали или ограничивали их возможности при поступлении в университеты и аспирантуры. В 1935 году декан Йельского университета дал указание своей приемной комиссии: «Никогда не принимайте больше пяти евреев». Президент Гарварда писал, что слишком много еврейских студентов «разрушат колледж».
Безопасность? Антидиффамационная Лига сообщает, что в 2019 году по всей стране было совершено 2107 преступлений на почве ненависти к еврейскому народу, что является самым высоким показателем с тех пор, как АДЛ начала подсчитывать преступления на почве ненависти в 1979 году. Антисемитские инциденты составляют большинство зарегистрированных преступлений на почве ненависти в Нью-Йорке. Согласно данным ФБР за 2018 год, евреи в 2,7 раза чаще, чем чернокожие, и в 2,2 раза чаще, чем мусульмане, становятся жертвами преступлений на почве ненависти.
Нынешнее внимание к расизму в Америке и борьбе за расовую справедливость имеет важное значение. Расизм - это зло, которое мы должны активно и категорически отвергать. Мы также должны осознавать и заставлять других осознавать то, что антисемитизм растет во всем мире, кроме того, остаются целые нации и бесчисленные люди, которые стремятся уничтожить еврейский народ. Совсем недавно те, кого называют А-списком - знаменитости с большим влиянием в социальных сетях, похвалили Луиса Фаррахана, мерзкого, непримиримого антисемита. В 2018 году Фаррахан предупредил своих 335 000 подписчиков в Twitter о «сатанинском еврее».
Во многих местах по всему миру, в том числе и в Соединенных Штатах, еврей чувствует необходимость снимать свою кипу и другие еврейские символы, чтобы чувствовать себя в безопасности. Нет никакой привилегии, которая может защитить их.
Я делюсь всем этим не для того, чтобы доказать, что мы менее привилегированны и больше страдаем от предрассудков, чем любой другой народ, а для того, чтобы показать, что даже сегодня доступ и возможности, предположение о невиновности и безопасность не являются привилегиями, на которые может рассчитывать еврейский народ.
Так что же я имею в виду, говоря, что мы привилегированы и должны гордиться этим?
Привилегия - это не только то, как о вас думают и обращаются с вами другие, но и то, как вы думаете и ведете себя сами. Привилегия - это не то, как другие относятся к вам, а то, как вы относитесь к другим. Привилегия - это не то, что другие делают с вами, а то, что вы делаете с тем, что имеете.
Бог хотел дать zechut, заслугу, еврейскому народу, поэтому даровал нам Тору и заповеди. Что означает zechut? Когда мы принимаем у себя почетного гостя, мы часто встречаем их словами «Какой же это zechut - принять такого-то и такого-то» Zechut буквально значит «привилегия». Бог хотел, чтобы мы были привилегированными, поэтому Он доверился нам и поручил нам жить добродетельной и праведной жизнью, и преобразовывать Его мир в Его видении.
Для еврея привилегия не означает доступ, возможность или благосклонность. Она означает ответственность, потрясающую ответственность подавать пример, жить возвышенной, осмысленной жизнью, восстанавливать мир по Его образу и подобию, служить другим. Она заставляет подняться над тем, как к нам могут относится другие, и относится ко всем с достоинством, уважением и честью.
У нас есть привилегия изучать Тору и вдохновляться ее вечными уроками. Нам была дана привилегия руководства по жизни, включающего в себя 613 заповедей. Мы имеем привилегию быть на переднем плане борьбы за справедливость, равенство, честность и истину.
Рав Ицхак Хатнер, великий Рош Йешива Хаима Берлина, однажды стоял перед съездом Торы У'Масора, собранием еврейских просветителей со всей страны. Он предложил им изложить весь их долг, их задачу, в пяти еврейских словах. Как бы то ни было, их работа, их роль и их миссия вдохновлять еврейское будущее сводились к их способности коммуникации со следующим поколением: «asher bachar banu mi’kol ha’amim» (Который выбрал нас из всех народов). Мы должны быть исключительными.
Наш статус привилегированного или исключительного народа не должен заставлять нас чувствовать превосходство. Рабби доктор Норман Ламм отметил, что мы не читаем asher bachar banu al kol ha’amim - Он выбрал нас над другими народами. Мы говорим mikol ha’amim - Он выбрал нас из других народов.
Привилегия должна заставить нас чувствовать себя обязанными и призванными жить более этично, действовать более чутко, вести себя более честно и провозглашать нашу веру во Всевышнего с гордостью и отличием, а не со стыдом или смущением.
Часть ответственности, которая приходит вместе с нашей привилегией, состоит в том, чтобы использовать любые материальные привилегии, которые у нас есть, во благо. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми евреи сталкивались на протяжении многих поколений, большинство наших общин в 21 веке благословлены атрибутами материальных и социальных привилегий, о которых наши предки никогда и не мечтали. Мы не должны извиняться за это; однако мы должны признать, что еврей никогда не сосредотачивается на своем собственном праве, а скорее думает, как его ресурсы могут быть лучше использованы для продвижения добра в мире, в том числе и для «непривилегированных».
Привилегия - это не роскошь, это наследие; это не пропуск за кулисы, это тяжелая ответственность. Привилегия не должна порождать чувство вседозволенности, она должна требовать исключительного поведения.
Я горжусь своей еврейской привилегией и надеюсь, что мои дети тоже будут ею гордиться.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк