Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Мессия. Энциклопедия иудаизма
Мир еврейскими глазами

Мессия. Энциклопедия иудаизма

Адель Кернес
10 августа 2018, 11:00
Время прочтения Время прочтения: 5 мин.

Понятие «Мессия» ассоциируется, как правило, с абстрактным светлым будущим. Термин произошел от еврейского слова Машиах, что в переводе означает «помазанник». Машиах – идеальный правитель, обязательно потомок царя Давида, посланный Б-гом для избавления всего мира.

Само слово Машиах в Талмуде не встречается, однако его суть прослеживается в высказываниях пророков о том часе, когда появится особенный лидер, который даст народу Израиля политическую и духовную свободу, а все человечество будет жить в совершенном мире. Мессианство в иудейском религиозном понимании объединяет как политические и этические, так и национальные мотивы. 

Идея мессианства является весомым и неповторимым вкладом евреев в духовное мировоззрение человечества. Мессианские ожидания отличаются надеждой на наступление золотого века в будущем, в отличие от народов древности, которые считали, что золотой век уже прожит.

Неудивительно, что еврейский народ, который большую часть своей древней истории провел в горестях и мучениях, мечтал о светлом будущем и о спасителе. Некоторые достоинства такого избавителя присущи Моисею, благодаря которому еврейский народ вышел из египетского рабства, а также получил Тору и заповеди. Более того, во времена Моисея евреи стали одним народом. Талмуд называет Моисея «первым избавителем», тогда как Мессия должен стать «последним избавителем».

При бесспорной уникальности Моисея, его достоинств и ценности для всего народа Израиля, настоящим прототипом Мессии является не он, а царь Давид. Образ Давида включает не только выдающиеся политические и военные способности, но высокие религиозные и этические качества. За время царствования Давида все колена Израиля были объединены, что сделало еврейский народ цельным и могучим, а множество его врагов были повержены. К сожалению, таким трудом завоеванное царство Давида было в дальнейшем разделено, а последующие правители не пользовались одобрением у народа, что породило мечты о возрождении дома Давида в будущем.

В любом случае, под Мессией подразумевался некий человек, обладающий невероятными способностями, который будет выполнять волю Б-га, то есть будет его орудием, что отличает его от христианского спасителя-богочеловека.

Мудрецы Торы вывели представление о Мессии как о правителе, который станет избавителем для народа Израиля, установит в нем царство Б-га, и править им будет в самом конце времен. Если самого Мессию они называют Машиах бен Давид, то время его прихода – йемот а-машиах, что означает «дни Мессии». С приходом Мессии связывают осуществление ряда пророчеств, среди которых упоминается победа над врагами Израиля, возвращение его земель, примирение с Б-гом. Мессия соединит в себе пророка, судью, царя и учителя Торы.

Апокалипсическая литература намекает на то, что до прихода сына Давида в качестве Мессии появится Мессия из колена Иосифа, но ему будет суждено погибнуть в борьбе с недругами Израиля.

Поздние талмудические источники, в свою очередь, указывают, что Мессия родом из Бет-Лехема или Иерусалима, а день его рождения совпадает с днем разрушения Храма – 9 ава. Его участь быть сокрытым и печалится о несчастиях своего народа и о своем бессилии до тех пор, пока не придет время избавления. Некоторые источники полагают, что Мессия был «запроектирован» при сотворении мира, другие источники – что Мессия существовал еще до этого. Все сходились в том, что он будет потомком царя Давида. Правда, часть из законоучителей видели в Мессии воскресшего Давида, в то время как остальные считали, что будущий спаситель только будет носить имя великого царя.

Во все времена евреи пытались определить дату, когда придет Мессия. Бывало, что эти даты приходились на годы самых тяжелых испытаний, выпадавших на долю еврейского народа: крестовые походы, испанское изгнание, погромы времен Богдана Хмельницкого и т.п. Каждый раз, когда надежда на приход избавителя не оправдывалась, евреи приписывали это недостаточной своей праведности, и сдвигали дату его прихода на более поздний срок. Считается, что перед приходом Мессии евреи пройдут через «мессианские муки» или хевлей машиах, то есть им придется пережить самые тяжелые моменты своей истории. Именно поэтому после каких-либо серьезных потрясений, будь то войны или погромы, евреи с большей силой начинали ждать и верить в Мессию.

Примером тому служит изгнание евреев из Испании, которое произошло в 1492 году. Тогда в еврейской среде быстрыми темпами стали расти мессианские настроения, а каббалисты смело называли точные сроки прихода спасителя. Однако, разочаровавшись в этих прогнозах, произошло переосмысление самой идеи мессианства. Так, каббалисты Цфата стали связывать понятия галута (изгнания) и искупления с универсальным космическим смыслом. Лурианская каббала, например, усматривала в еврейском галуте знак, что евреям доверена миссия открыть божественные искры святости, рассыпавшиеся по миру, что поможет приблизить час искупления.

В образе Мессии также происходят изменения. Теперь его функцией станет лишь завершение процесса избавления, а не его «запуск». Основная мессианская задача лежит на всем еврейском народе. Благодаря новому прочтению мессианской теории, у еврейского народа стало появляться чувство личной ответственности за свою дальнейшую судьбу.

Вера в приход Мессии, кроме всего прочего, помогла сохранить еврейскую религию и еврейство в целом, особенно во времена тяжелых испытаний. Еврейское мессианство отличается наличием «земной» основы, а также интерпретацией мессианских преобразований мира с учетом современных историко-социальных реалий. Оно дало толчок к развитию всех существующих видов мессианизма.

 

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Еврейский юмор. Приключения хасидов на острове Песаха
Представление о себе
Еврейский секс и Тора
Сукка для жизни
Местечко Струсов и покорённый Кремль