В Торе еврейский народ называется несколькими именами: «Яаков» («Дом Яакова») и «Исраэль» (Израиль – «Сыны Израиля»), а также «Йосеф» и «Йегуда».
Народ Израиля называют именами только этих двух из двенадцати сыновей Яакова, потому что они были «царями». Так Йосеф был верховным правителем Египта, а Йегуда – признанным лидером среди своих братьев. Именно потомок Йегуды – Давид стал первым еврейским царем.

Как отмечает знаток сокровенных разделов Торы р. Йешая Горовиц (Шла а-Кадош, 1565–1630), братья решили избавиться от Йосефа, так как знали, что царем станет потомок Йегуды, и считали, что Йосеф сможет восстать против власти Йегуды. Кроме того, они немного завидовали Йосефу, а если бы они приняли его власть с любовью, то в будущем это помогло бы избежать раскола на царство дома Давида и царство Йосефа и его сына Эфраима.
Считается, что полное избавление народа Израиля наступит только после объединения этих двух «царств».
Гаон из Вильно (1720–1797) утверждает, что в конце времен народу Израиля будет явлено два Машиаха: Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид. То есть один из рода Йосефа, а второй – из рода Давида. Гаон объясняет, что эти два Машиаха связаны с двумя путями конечного избавления, о которых говорится в Талмуде, где приводятся слова Творца, обращенные к пророку Йешаягу: «И народ твой, все праведники, …навеки унаследуют страну – Я, Б-г, в назначенный срок ускорю это (бе-ита ахишена)» (Йешаягу, 61:21-22).
В Талмуде объяснено, что в этих словах содержится намек на два возможных пути избавления. Всевышний говорит: «Если евреи удостоятся [своими праведными делами] – «Я это ускорю (ахишена)». А если не удостоятся – это произойдёт «в назначенный [крайний] срок (бе-ита)» (Санедрин, 98а).
Причем, как указывает Виленский Гаон, Машиах из рода Йосефа принесет за собой избавление без страданий и бедствий, а Машиах из рода Давида – избавление, сопровождаемое бедами и страданиями.
Как объясняет Магараль из Праги (1520-1609), народ Израиля подобен единому человеку, у которого двенадцать основных органов, соответствующих двенадцати знакам Зодиака и одному из двенадцати месяцев года. Однако есть два органа, которые выделяются из этих двенадцати – это голова и сердце. Так вот, царский дом Йеуды соответствует «голове», а Йосефа – «сердцу», а в человеке властвуют два «царя» – разум и сердце.
Разум отличается от сердца тем, что хоть он и главенствует над всеми органами, сам он отделен от них. Тогда как сердце расположено в самой середине тела, имеет свойства, близкие телу, в нем зарождаются волевые импульсы и желания.
С появлением волевого импульса «включается» разум, который придает форму этому импульсу и определяет пути реализации этого желания. Получается, что действие берет начало в сердце, а завершается разумом.
Отсюда, выводит Маараль из Праги, что, когда Всевышний пошлет своих Машиахов, первым откроется свет Машиаха из рода Йосефа, а с ним начнется пробуждение сердец – волевые импульсы и желания изменятся к лучшему. Однако, если пробуждение сердец захлебнется, Машиаха из рода Йосефа ожидает печальная участь – он «умрет» и его свет погаснет. Он просто не сможет существовать, если сердца евреев будут направлены в другую сторону.
Даже после угасания света Машиаха из рода Йосефа у евреев останется надежда, а именно избавление через пробуждение разума. Дело в том, что свет разума способен повлиять даже, если сердце охватили темные желания и вожделения. Пробуждение разума настолько сильно, что может произвести переворот – изменить состояние народа от мрака к свету.
Рав Элияу Деслер (1892–1953) также придерживается идеи «двухступенчатого» избавления. Он считает, что сначала откроется Машиах из рода Йосефа, который связан с эмоциональным пробуждением народа, но так как такое пробуждение уязвимо, оно продлится недолго. После этого Творец поставит над народом грозного царя, который приведет народ к неминуемому раскаянию. И только тогда откроется потомок Давида!
По материалам beerot.ru