В прошлой статье мы говорили о том, кто и в каком случае может стать раввином в еврейской общине. Но, чтобы им стать, раввин должен получить назначение на эту должность.
Современный раввин несколько отличается от своих коллег из прошлого. Сегодня раввину приходится взваливать на себя множество забот: о пожилых и больных, о детях и их образовании и т.д. Нередко раввины даже ходят по домам к евреям, тогда как, согласно древней традиции, даже богачи и знать сами ходили к ним. Однако современная демократичность раввинов не отменяет их права на высокий социальный статус, прежде всего, как знак почтения к Торе, а не к самому раввину.
На сегодняшний день раввину приходится выполнять также и функции психолога. Хотя раньше не было такой науки и, соответственно, профессии, раввины все равно занимались излечением души человека.
На раввина возлагается огромная ответственность за каждого члена его общины, ведь своим словом или действием он может, как привести человека к заслуге, так и, упаси Г-поди, подтолкнуть к греху.
При найме раввина руководствуются таким правилом: «Не ставят человека над общиной, не посоветовавшись с ней». Таким образом большинство членов общины должны выразить свое одобрение тому или иному кандидату. Согласно множеству кодексов, права голоса имеют неженатые мужчины и отцы семейств – все постоянные прихожане синагоги, которые перед непосредственным голосованием должны услышать мнение местных знатоков Торы относительно кандидата. Раввина выбирают простым большинством голосов. Он получает от общины документ с подписями всех ее членов, где принимается авторитет раввина и объявляется готовность подчиняться его решениям во всех вопросах галахи и жизни в духе Торы. Отдельным соглашением оговаривается размер и периодичность выплаты заработной платы раввину.
Однако что делать, если спустя некоторое время община разочаровывается в выбранном раввине, жизненная позиция которого, к примеру, противоречит Торе? По логике, его должны уволить с занимаемой должности. Как это ни парадоксально звучит, в первую очередь нужно обратиться к раввину, но другому, и лучше, чтоб он был более крупной и уважаемой персоной в еврейском мире. И тогда следует действовать так, как скажет этот раввин.
При решении такого тонкого вопроса следует отталкиваться от дополнения Рема к Шулхан Аруху, где он пишет: «Того, кого считают раввином города, даже если сам он присвоил какую-то власть, нельзя снять с его высокого поста, даже если переехал туда другой, более великий, чем он. И даже сын раввина и его внук всегда предшествуют другим претендентам на его пост, если только замещают отцов своих с трепетом и мудры хотя бы в малой мере. (А в местах, где принято принимать раввина на определенный срок, или принято выбирать, кого пожелают, это их право.) Но после того, как приняла община раввина, тем более, если это сделано по воле властей, ни один великий не вправе навязать ему свою власть и сместить его».
Стоит отметить, что здесь речь идет о настоящем раввине, имеющем смиху от авторитетного мудреца Торы. На первый взгляд, вторая часть дополнения Рема указывает на то, что уволить раввина можно лишь после истечения срока его договора. Но Арох Ашулхан подчеркивает, что на самом деле только сам раввин имеет право в одностороннем порядке разорвать договор и покинуть общину, а если он этого не захочет, то даже после окончания срока он будет продолжать выполнять свои обязанности.
Что же делать, если раввин открыто пренебрегает законами Торы? В таком случае его могут уволить только после того, как ему будет сделано предупреждение, и если он снова явно нарушит еврейский закон. Причем предупреждение должны делать не члены общины, а раввинский суд. Отметим, что ни община, ни спонсор, который нанимал раввина, не могут его уволить. Такими полномочиями обладает исключительно раввинский суд (и то, сделав предварительно предупреждение и по обоснованной причине).
Такое незыблемое положение раввина имеет под собой три основы. Первая заключается в том, что, согласно Торе, царь может сохранять за собой свой статус без ограничения срока. В связи с этим Рамбам пишет: «А кто такой царь? Раввины – наши цари». Вторая – слова Мабита, который отмечает, если раввин передает свой пост в наследство детям и внукам, то его самого и подавно нельзя уволить. Ведь в гражданском праве нельзя отнять у человека при жизни то, что он вправе передать в наследство. Суть последней опоры скрыта в словах Риваша, который писал, что раввина нельзя уволить, тем самым «опустить», так как существует правило «в святости поднимают, но не опускают».
Выходит, что уволить можно того, кто на самом деле не раввин или раввин, но очень серьезно себя скомпрометировал.
По материалам р. Александра Фейгина, ru.chabad.or