Корпус Мишны состоит из шестьдесят трех трактатов. Шестьдесят два из них обсуждают галахическое законодательство – они содержат глубокие философские идеи и принципы, которые легли в основу Талмуда. Эти идеи не лежат прямо на поверхности текста, их не видно сразу, до них надо доискиваться, по пути осмысляя толщу юридических и ритуальных постановлений мудрецов.
Однако один трактат – «Пиркей Авот» («Поучения отцов») – посвящен моральным и этическим проблемам, и некоторые высказывания говорят о смысле человеческой жизни, проблемам человеческого бытия. Его принято изучать в период между праздниками Песах и Шавуот (а в Хабаде – вплоть до Рош а-Шана). Очень многие из высказываний этого трактата актуальны на все времена, их можно рассматривать в контексте проблем и этики и педагогики, причем, не только с привязкой к этнической составляющей.
В одной из глав мы встречаем такое определение: «Кто богат? Радующейся своей доле. Кто мудр? Учащийся у каждого. Кто почитаем? Почитающий ближних. Кто силен? Побеждающий свои вожделения» («Пиркей Авот», 4:1).
Из этих вопросов и ответов на них, можно подумать, что Мишна считает, что только именно такие люди богаты, мудры, почитаемы и сильны, как указано в тексте. И действительно, на первый взгляд, непонятно, неужели человека, который, например, знает наизусть письменную и устную Тору, нельзя назвать мудрым? Или человека, у которого в банке несколько миллионов долларов, но он не рад тому, что они у него есть, нельзя назвать богатым?
Маhараль из Праги в своем комментарии поясняет, что мудрецы Мишна говорят тут об истинной природе человека, о том, какой он есть в действительности. Здесь идет перечисление качеств людей, которые в силу своей внутренней сущности, независимо от обстоятельств (!), богаты, мудры, почитаемы, сильны.
Так, если, например, низкий человек вдруг разбогатеет на заоблачную сумму денег, его внутренняя сущность не станет сходна сущности богатого человека. В конечном итоге, он не будет рад тому, что у него уже есть столько денег, а будет хотеть их еще больше. Богат по своей сущности лишь тот, кто рад своему наделу, даже если он не велик, своей части, хоть и маленькой, своей денежке, но которой достаточно.
Точно так же, если социум чтит недостойную личность, заблуждаясь о его заслугах и качествах, это не меняет его сущности. Он как был, так и остается низким. Однако тот, кто знает и осознает факт, что все люди вокруг созданы по образу и подобию Божьему, действительно достойный человек и по-справедливому почитаем.
Поэтому мудрый – это не тот, кто много знает, а тот, кто всегда ищет мудрость везде и у каждого, в любой ситуации и в любом месте.
В качестве примера – небольшая история. Однажды, после свадебного торжества, три друга делились впечатлениями. Один из них восхищался модными стрижками и прическами гостей. Второй восторгался обувью присутствующих, а третий все твердил о фасоне их пиджаков. Случайный прохожий, услыхав это, сказал им: «Я с вами не знаком, но сразу могу с легкостью определить ваши профессии. Один из вас парикмахер, другой изготавливает обувь, а третий – портной»…
Помните пословицу – «у кого что болит, тот о том и говорит» – человек обращает внимание и ищет повсюду то, с чем он связан, что близко его натуре. И поэтому тот человек, который по сущности своей считается мудрым, везде ищет мудрость. Он готов ее воспринять и от ученого, и от простака – он учится у всех.
Вероятно, именно об этом и говорят мудрецы. Кому даются знания и возможность понять истинные, духовные корни вещей? Тому, кто везде и всегда ищет мудрость.