Наиболее четко относительно того, что из себя должен представлять любой раввин или судья, высказался известный комментатор Торы Рамбам. Он утверждал, что все они должны быть мудрыми, скромными, богобоязненными, бескорыстными, правдолюбивыми, человеколюбивыми и иметь доброе имя. При этом мудрость должна быть не простая, а именно мудрость Торы, то есть человек должен обладать интеллектом в духе еврейской традиции. Наличие данной, особой мудрости, по мнению Рамбама, является обязательным условием для назначения человека на должность судьи или раввина.
Сегодня одним из способов измерить «мудрость Торы» является наличие у кандидата в раввины соответствующего диплома. Однако и это, безусловно, не является гарантией выбора лучшего кандидата, но сводит к минимуму выбор неподходящего.
Отдельно стоит выделить вопрос о наличии этого диплома, или как его называют, «смиха». Изначально смиха передавалась путем непрерывной цепи рукоположений от учителя к ученику, начиная с Моше и так далее. Потом этот ритуал заменили присвоением звания рабби самым достойным. После подавления восстания Бар Кохбы исчезла еврейская независимость, было запрещено рукоположение, поэтому традиция смихи была утрачена.
Во времена гаонов вместо смихи достойные получали «решут» - своего рода лицензию на «поиск компромиссов между истцами, расследования тяжб, проведения арбитража и утверждения юридических договоров». В Средневековье во Франции и Германии появилась «ашкеназская смиха», представлявшая собой послание уважаемых раввинов относительно профпригодности ученика. Само по себе наличие смихи позволяло человеку быть раввином в ашкеназских общинах или хахамом (мудрецом Торы – ред.) – в сефардских.
В истории было несколько попыток возродить традицию рукоположения. Последняя произошла в 2004 году, когда собрание из 700 ортодоксальных раввинов в городе Тверия и объявило о возрождении Синедриона, религиозного суда. Первой смихи был удостоен рав Моше Гальберштам, который рукоположил рава Дова Леванони, а тот еще нескольких. Сейчас главой этого, можно сказать, «виртуального» Синедриона является рав Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц).
Как бы там ни было, любая еврейская община нуждается в раввине. В частности, тот же Рамбам пишет: «И каждая община в народе Израиля должна поставить выдающегося мудреца и старца, богобоязненного с юных лет, и принимать с любовью его порицания общине, и будет он возвращать их к раскаянию. А тот, кто ненавидит порицания, не придет к порицателю, не выслушает его слова, а потому останется в грехах своих, которые кажутся ему добрыми делами». В Шулхан Арухе есть также решение, которое выведено из ответа Роша на вопрос, кому община должна отдать свое предпочтение: раввину или кантору (ведущему молитвы – ред.). Ответ Роша звучит так: «Несомненно, если он настоящий раввин, великий знаток Торы, специалист в решении галахических вопросов – следует нанять раввина. Если же он не таков – лучше нанять кантора». Из этого следует, что должность раввина важнее, чем кантора.
У раввина, как правило, имеется огромное количество функций, которых сложно упорядочить в «должностную инструкцию».
Самой главной обязанностью раввина является обучение словам Торы. Не зря в Средние века раввина называли «марбиц Тора», что с иврита переводится как «вдалбливающий Тору». Крайне важно, чтобы раввин не просто учил «теоретической части» Торы, но и использовал галахические предписания при решении любого спорного вопроса. При этом раввин должен быть достаточно компетентным и скромным, чтобы советоваться с другими раввинами, а также деликатным, чтобы не вторгаться грубо в жизнь людей, направляя их на правильный путь.
Раввин должен проводить беседы в своей общине. Темы этих бесед, как правило, посвящены как недельной главе Торы, так и различным важным событиям: праздникам, свадьбам, бар-мицвам и т.д. Общение следует вести на том языке и в такой стилистке, какая присущая всем членам общины. Раввину неплохо изучить книги об ораторском искусстве, потому что грамотно и интересно доносить свою идею – нелегкая задача.
По материалам р. Александра Фейгина, ru.chabad.org