Наказание в виде смертной казни формально присутствует в иудаизме в случае совершения некоторых грехов, которые могут искупиться лишь смертью. Право вынести смертный приговор есть только у Высшего еврейского суда, Сангедрина. Причем для такого решения необходимо наличие строго определённых условий, что делает вынесение смертного приговора крайне редким явлением. В наше время нет ни царя, ни Сангедрина, поэтому смертные приговоры никому не выносятся.
Как же быть с тем, что Тора запрещает совершать убийство? А разве казнь не является тем же убийством? Заповедь «Не убей» звучит «ло тирцах». Как объясняет Рашбам, слово рэцах обозначает бессмысленное убийство. При этом обоснованная казнь или убийство врага во время сражения называется арига, которое Всевышний не только не запретил, но и в некоторых ситуациях даже заповедал, так как существует заповеди искоренения зла из общества.
За любые действия человек несет наказание или получает награду в этом и в будущем мире. «Размер» награды или наказания зависят, соответственно, от «размера» заслуги или греха. Однако есть такие запреты, нарушив которые человеку нельзя больше оставаться в этом мире и ему приходиться покинуть его, чтобы искупить вину.
К таким запретам относится идолопоклонство. Первый смертный приговор за этот грех был вынесен евреям за грех золотого тельца. Условиями для вынесения данного приговора было наличие свидетелей идолопоклонства и осведомленность о наказании за этот грех. В итоге смертной казни были подвержены почти три тысячи человек.
Есть еще один случай смертной казни, который описывается в главе Шлах. Произошло это после возвращения разведчиков. Речь идет о Цловхаде, который захотел показать евреям, что можно беспечно относиться к заповедям, если никто из них не войдет в Землю Израиля. Для «наглядности» Цловхад решил сознательно нарушить шабат, и в субботу вышел в поле собирать хворост, несмотря на двух свидетелей, сделавших ему предупреждение. За нарушение еврейского закона Цловхада доставили к Моше, который держал его в заключении пока Всевышний не вынес решения казнить осквернителя.
Уже в Земле Израиля функции судебной власти возлагались на Большой и Малый Сангедрины. Вынесение смертного приговора было в компетенции Малого Сангедрина, состоявшего из 23 человек, имеющих познания не только в Торе, но и в различных других областях. Причем членом Сангедрина должен был быть человек средних лет, имеющий детей, так как считалось, что такой судья будет милосерден и сможет войти в положение обвиняемого.
Смертную казнь, прежде всего, заслуживает преднамеренный убийца, но имеется еще несколько категорий людей, к которым можно применить это наказание. В частности, к ним относятся те, кто совершил рукоприкладство по отношению к своему отцу или матери, или же проклял одного из них именем Б-га. Кроме этого смертная казнь предназначается за кровосмешение, гомосексуализм, скотоложство, осквернение субботы.
Существует четыре способа приведения в действие смертного приговора.
1. Скила. Представляет собой наказание камнями, когда преступника сбрасывали со скалы
2. Хэнек – удушение.
3. Саиф – отсечение головы.
4. Срефа – сжигание. Осуществлялось путем заливания в рот преступника расплавленного свинца.
Казнь скила назначалась только за то действие, которое входило в 18 видов преступлений, за которые в Торе предписывается подобное наказание. Причем, перед тем как преступника сбрасывали со скалы, его спаивали настоем из наркотических трав, обладающих обезболивающим эффектом.
По факту смертные приговоры случались в практике Сангедрина не чаще, чем раз в несколько десятилетий. Основанием для такого приговора должно было быть наличие двух свидетелей, которые отговаривали преступника накануне совершения злодеяния. В действительности, найти таких свидетелей было невозможно, потому что преступления, как правило, осуществляются тайно.
Для принятия обвинительного приговора необходимо было иметь перевес более, чем в один голос. Было также такое понятие, как отсрочка приговора – «аланат дин»: если большинство судей были за смертный приговор, то принятие решение откладывалось на сутки, чтобы обвинители могли поразмышлять над доводами своих оппонентов. Более того, если все до единого судьи считали подсудимого виновным, с него снимали ответственность, так как не выполняется условие «аланат дин». Согласно Закону Торы, нельзя казнить того подсудимого, у которого не было хотя бы одного защитника.
Судебная система Торы отличается своей объективностью, а ее целью является не суровое наказание, а обоснованное решение, которое позволит подсудимому в полной мере искупить свой грех.
Как отмечает Рамбам в Законах об убийцах, при отсутствии всех необходимых оснований для смертного приговора у царя Израиля есть право казнить его ради «исправления мира».
Смертный приговор выносился раз в несколько десятков лет, а Сангедрин, который его выносил, получал прозвище "кровавый". После такого приговора суд обычно добровольно самораспускался.
Когда число нарушений Закона стало огромным, Сангедрин прекратил выносить смертные приговоры. Это произошло еще до разрушения Второго Храма.
Сейчас, когда нет Сангедрина, людям сложно отличить плохое от хорошего и вообще понять, как себя вести и как жить. Но Всевышний все равно продолжает воздавать и за правильные, и за недостойные поступки.
Как бы там ни было, мир, основанный Б-гом, изначально содержит Его милость, которая на данный момент скрыта от нас. Однако, когда она будет нам открыта, может оказаться, что то, что нам казалось страданием и горем, на самом деле было проявлением безграничной милости Всевышего.
По материалам toldot.ru