Сегодня торговля людьми с целью оказания сексуальных услуг - и проституция в целом - широко осуждаема еврейскими лидерами, поскольку она нарушает базовое моральное право, согласно которому каждый человек рассматривается как конечная цель творения, а не как средство. Большинство традиционных еврейских источников также осуждают работорговлю и проституцию, хотя некоторые из них в качестве причин этих явлений ссылаются на бедственный характер "падшей женщины" и моральное устройство общества, или указывают на неблагоприятные экономические условия проживания в качестве их первопричины.
Как в повествовательной, так и в юридической части Библии можно встретить фрагменты противоречивого содержания в отношении сексуального использования женщин. В Книге Бытия Авраам, фактически, предлагает свою жену, чтобы защитить себя (Бытие 12:10-20 и 20). В дальнейшем, сыны Яакова отвечают на изнасилование своей сестры Дины жестоким актом мести (Бытие 34). В Бытие 38, невестка Иегуды, Тамар, восхваляется за то, что она выдала себя за блудницу с целью, чтобы её тесть, встретив ее на дороге, соблазнился ею и в результате сексуального контакта оплодотворил её.
"Иегуда и Тамар", автор Арент де Гелдер, 1667
В юридических разделах Библии объясняется, что вы не можете продавать свою дочь: «Не унижай дочь свою и не делай ее блудницей, чтобы земля не впала в блуд, и не наполнилась земля развратом» (Левит 19:29). Однако закон позволяет мужчинам-солдатам взять силой чужеземную пленницу (Второзаконие 21:10-14) и разрешает рабство, призывая к различному обращению с рабами в зависимости от их религиозного или культурного происхождения.
В случае с Эшет йефет тоар (женщина-пленница, красивая видом) во Второзаконии 21 мы видим более тонкий подход к «чужим». В отличие от широко распространенной и систематической практики изнасилования девушек во многих зонах боевых действий во всем мире сегодня, Второзаконие 21:10-14 регулирует правила взятия силой на поле боя. Закон, регламентирующий случай с прекрасной пленницей, заставляет воина осознавать ответственность за свои действия. Солдат, который возвращается домой с вражеской женщиной в качестве добычи, не может делать с ней все, что захочет. Вместо этого он должен следовать определенным правилам, и, если по какой-то причине солдат не захочет эту женщину после женитьбы на ней, он всё равно не имеет права обращаться с ней как с рабыней или передать её кому-то другому - согласно закона, эту женщину нужно отпустить как свободного человека.
Подобно Пятикнижию, в Талмуде также встречаются противоречивые высказывания о проституции. Текст о "продажной любви" и частоте посещения проституток еврейскими мужчинами приводит читателю к выводу о том, что «лучше, чтобы мужчина тайно нарушал и не осквернял публично имя Бога, чтобы никто не учился на его действиях» и, что «если мужчина увидит, что его [злые] наклонности [побуждаемые злым началом ецер ара], берут верх над ним, ему следует поехать в место, где он неизвестен, одеть черную одежду и покрывать себя черным [возможно, чтобы подчинить свою похоть], и делать то, чего желает его сердце, чтобы публично не осквернять имя Бога» (Киддушин 40а).
В обсуждении этого текста понимается, что такой порядок действий подразумевается, как предупредительная мера, а не как полное разрешение. Тем не менее, этот текст использовался как предлог для религиозных соблюдающих еврейских мужчин, чтобы пользоваться услугами проституток, что, хотя и не является идеальным, но считается предпочтительнее мастурбации и, как следствие, траты семени впустую.
Улица "красных фонарей" в Израиле
Конечно, не всякая проституция связана с торговлей людьми, как формой сексуального рабства, и некоторые женщины сами делают выбор в пользу работы в сфере секс-услуг. Хотя, насколько это является настоящим выбором, а не вынужденной мерой, вызванной отсутствием лучших вариантов, ещё стоит обсудить. Некоторые активисты утверждают, что проституция является важной с экономической точки зрения возможностью для обездоленных женщин, и что продвижение прав «секс-работниц» - это и есть способ борьбы с торговлей женщинами.
В Израиле 21-го века проституция является законной, а сексуальная торговля женщинами не является чем-то необычным. За последнее десятилетие около 25000 женщин, почти все из бывшего Советского Союза, были незаконно ввезены в Израиль через границу с Египтом, чтобы подвергнуться жестокому обращению в качестве сексуальных рабынь. В Израиле даже произошёл такой случай, в котором жертвы неоднократно продавались и перепродавались сутенерам и владельцам борделей.
Столкнувшись с этим вопросом, религиозные лидеры, выступающие от имени женщин, ставших жертвами торговли людьми, обычно придерживаются подхода, основанного на правах человека, и отрицают или игнорируют проблематичные библейские и раввинистические тексты. Вместо этого они указывают на еврейские источники, где описаны такие мнения, которые могут быть истолкованы как сострадательные и упреждающие. В борьбе с этим явлением раввины также часто цитируют стих 24 из Книги Притчей Царя Соломона.
В течение почти 15 лет Оперативная группа по борьбе с торговлей людьми и проституцией, созданная в результате совместной инициативы израильской неправительственной организации ATZUM-Justice Works ("Правосудие работает") и юридической фирмы «Kabiri-Nevo-Keidar», настаивала на принятии мер по искоренению торговли людьми и рабства на границах Израиля. В какой-то степени из-за их непрерывного лоббирования этих законов, израильское правительство всё же отреагировало. Некоторые публичные дома были закрыты, а многие женщины, насильно принужденные заниматься проституцией, были спасены.
Кроме того, ежегодный «Отчет о торговле людьми» Государственного департамента США в 2012 году поднял Израиль до уровня 1, разместив его среди 35 других стран мира, включая Канаду, Великобританию и Германию, которые «признали существование торговли людьми» и «приложили усилия для решения этой проблемы». По состоянию на 2016 год Израиль продолжал оставаться в категории уровня 1. Конечно же, торговля людьми не была устранена полностью и остается проблемой во всем мире - и не всякая проституция является результатом международной сексуальной работорговли.
Проституцию обычно называют «самой старой профессией в мире», которая дожила до наших дней, и хотя еврейский ответ на это явление неоднозначен, иудаизм предлагает несколько достаточно веских моральных аргументов в борьбе с глобальной торговлей людьми.
Источник: myjewishlearning.com
Перевод: Владислав Колодач