Считается, что такое современное понятие как «права человека» было впервые осмысленно сформулировано в иудаизме, и он, как раз, точнее, его тексты, являются одними из самых богатых первичных источников по данной теме. Современное определение «права человека» в большой мере основывается на принципах, обозначенных именно в еврейской религиозной традиции.
Тора придает огромное значение защите особо незащищенных групп населения, например, таких, как вдов и сирот (в этой статье мы будем говорить только о них, но в эту категорию входит также чужеземец). В принципе, Тора запрещает обижать каким-либо способом любого еврея, но относительно сирот и вдов даже сказано отдельно, и это особый запрет. В книге Шмот написано: «Никакой вдовы и сироты не притесняйте» (Шмот 22:21).
Что это значит? Как поясняют наши мудрецы, именно с этими категориями населения надо говорить очень мягко и деликатно, вести дела тщательно добросовестно и порядочно и относиться к ним максимально доброжелательно, стремясь во всем этом достигнуть возможного совершенства. Они максимально беззащитны, и поэтому находятся под особым покровительством Всевышнего. В Псалмах Бог называется «Отец сирот и Судия вдов во святом Своем жилище» (Тегилим 68:6).
Сиротой считается, если у человека нет или отца или матери или обоих родителей. Сирота считается таковым относительно данного запрета до тех пор, пока человек не может вести самостоятельную жизнь и зависит от остальных взрослых.
Вдова – так называют женщину, муж которой умер. В терминологии Писаний это слово означало не просто женщину, лишившуюся мужа, но которая с его смертью осталась без средств к существованию, а значит нуждается в особой помощи. Вдова считается вдовой всё время пока не выйдет снова замуж.
Запрет обижать – это значит запрещено наносить всякого рода обиды – дразнить, раздражать, обманывать, наживаться на них, причинять им любую боль – как физическую (бить), так и моральную (проклинать, оскорблять), наносить им материальный убыток.
Рамбам подчеркивает, что ведь написано: «никакой вдовы и сироты не обижайте» – значит этот запрет действует также и в том случае, если вдова или сироты имеют высокий социальный статус или богаты. Быть одним из них – это уже ущербность для личности. Меламедов сирот Рамбам призывает идти на уступки в их пользу, руководить ими мягко, нежно и вежливо.
Есть такой момент в еврейском мировоззрении, что если человек жалуется на Всевышнему на другого, то сначала на небе рассматривают его самого – кто он есть сам, каковы его дела и только потом приступают к рассмотрению его жалобы. Если вдруг, оказывается, что «у него самого рыльце в пуху», то наказывается сперва он сам, и только потом расследуют его запрос. Так всегда, кроме случая с вдовой и сиротой – если они молятся о защите от несправедливости – то их тяжба рассматривается сразу, без анализа их личностей и поступков. А тому, кто посмеет обидеть вдову или сироту, Всевышний воздаст тяжелым наказанием, как сказано в продолжении отрывка из книги Шмот: «…Ибо если воззовет ко Мне, услышу Я его вопль; и воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами». То есть, Всевышний будет судить мерками Божественного суда: «мида канегед мида» – мера за меру.
Человек всегда должен различать, как вести себя именно с этой категорией, и с остальными. Очень важно стараться всегда разговаривать с ними спокойно и проявлять к ним большое милосердие и уважение.
Можно сказать, что из этого библейского предписания о вдове сироте выросла инициатива создания благотворительных организаций, издавна характерных для еврейской жизни – еще со средневековья и до наших дней.