Раввинские скандалы шокируют наши общины. Люди, которые доверяют своему раввину и следуют его учениям, чувствуют себя преданными, когда обнаруживают, что в то время, как они стремились стать лучшими евреями, их раввин был занят обратным.
В то время как большинство раввинов ведут себя достойно, придерживаются самых высоких стандартов и совершают большие личные жертвы для своих общин, всегда найдутся те, кто не сможет контролировать себя. Мишна предупреждает, что, поскольку у всех нас есть свои темные стороны, никто не должен останавливать работу над своим собственным поведением, до самого своего смертного часа (Этика Отцов 2:4). Как говорила моя бабушка, Майя Сильвер: "гораздо легче упасть с рельсов, чем удержаться на них".
Талмуд - не ханжа. В красочных историях и с самоуничижительным юмором он рассказывает, как даже самые набожные подвергались искушению.
Рабби Амраму Благочестивому было поручено защищать женщин-военнопленных. Он действовал совершенно достойно, пока, мельком увидев одну красивую женщину, не поддался искушению. Он взял огромную лестницу, поднял ее туда, где были женщины, и начал свое чувственное восхождение. Когда он вскарабкался на половину, его совесть взбунтовалась. Все еще стремясь добраться до женщин, но в тоже время отчаянно пытаясь спасти себя от греха, он вцепился в лестницу и закричал: "в доме Рава Амрама пожар!!!".
Его коллеги поспешили на место происшествия, и были удивлены, обнаружив своего раввина в таких неловких обстоятельствах. Смущенный рав объяснил, что это все, что он мог сделать, чтобы спасти себя. "Лучше пережить момент стыда в этом мире, чем вечное унижение в мире грядущем", - сказал он (Киддушин 81б).
Другая история изображает религиозного еврея, находящегося на грани встречи с проституткой. Как раз, когда он собирался согрешить, его цицит коснулся его лица. Перепуганный мужчина спрыгнул с двухъярусной кровати, шлепнулся на пол и объявил о прекращении связи.
Его спутница была озадачена странным поведением своего клиента. Услышав его объяснения, она была так поражена его духовным пробуждением, что пожелала обратиться в иудаизм. В части "и жили они долго и счастливо" нам сообщают, что постель, которая была вымощена для греха, стала оправой для романтической брачной ночи этой благочестивой, кающейся пары (Менахот 44a).
Третья и самая тревожная история касается Рабби Хия бар Аши. Он был благочестивым ученым, который регулярно молился о спасении от искушения. Его жене были любопытны эти пылкие молитвы. Он уже давно не проявлял интереса к супружеской близости, поэтому она решила проверить ситуацию. Пока он занимался в саду, она переоделась проституткой и отправилась дефилировать перед ним. Ее несчастный муж вскоре попался в ловушку.
В тот же вечер, наблюдая, как жена растапливает печь, он чувствовал себя виноватым. Он признался ей в своем романе и нырнул в печку. Мы не знаем, насколько сильно он обгорел, но даже после того, как его жена доказала, что проституткой на самом деле была переодетая она, и что никакого греха не было совершено, он по-прежнему оставался безутешным. Он прожил остаток своих дней, терзаемый чувством вины (Киддушин 81а).
Рассказы об искушениях талмудических учителей вызывают шок. Но и у великих раввинов есть свои пределы. Ни одна из историй не заканчивается прелюбодеянием. Соблазн реален и неизбежен, но было бы ужасно, если бы ученый завел подобный роман.
Сегодня подходы к супружеской неверности варьируются. В 2015 году, по подсчетам, около 39 миллионов человек из 53 стран зарегистрировались на сайте Эшли Медисон Haveanaffair.com, который предлагает сдержанные отношения для того, что он эвфемистически называет “брачными свиданиями”. Чтобы потенциальных клиентов не отталкивало клеймо прелюбодеяния, сайт заверяет их, что нет необходимости смущаться, поскольку группа “свободна от осуждений”. Эти успокаивающие слова маскируют тот факт, что неверность - это не просто мягкое потворство своим желаниям. Она разрушает дома, разрушает семьи и разрушает жизни.
Если секуляризм принес нам эту жестокую индульгенцию, другие религии также страдают в поисках соответствующего ответа. В некоторых исламских странах все еще бьют кнутом или закидывают камнями прелюбодеев, чтобы обеспечить соблюдение своих строгих моральных кодексов, в то время как Католическая Церковь пытается восстановить контроль над некоторыми из своих чрезмерно сексуальных “безбрачных священнослужителей”.
Еврейские общины по всему миру по праву требуют от наших раввинов соответствия самым высоким галахическим и нравственным стандартам. Мы хотим, чтобы они подавали нам пример, и когда они каким-либо образом подводят нас, мы испытываем гнев, разочарование и печаль по поводу нашей собственной утраты невинности, а также сочувствие к жертвам их проступков.
Тем не менее, скорбя, мы должны четко осознавать, что это отнюдь не является нормой в нашем обществе, у воспитывать наших детей в духе еврейских норм этики и морали.
Источник: thejc.com
Перевод Анастасии Яценюк