Что делать, если вдруг захотелось полакомиться индюшатиной? В Европу индейку завезли около 500 лет назад из Нового Света и, соответственно, на тот момент евреи не имели никакой традиции употребления ее в пищу. Кто решил, что она кошерна?
…Когда европейские поселенцы прибыли на американский берег в 15 веке, они нашли новые для себя виды флоры и фауны, которые культивировались коренными американцами. Некоторые из этих растений и животных поселенцы сразу сочли пригодными в пищу. Они тоже начали выращивать их, а некоторые виды даже привезли с собой в Европу. Евреи вскоре отправились по следам других европейцев к берегам Америки, и их также приветствовал этот уникальный мир американской флоры и фауны. Однако им было необходимо не только освоить навыки выращивания и приготовления новых деликатесов, но и получить ответы на всевозможные галахические вопросы, касающиеся новых видов растений и животных.
Вопросы, касающиеся кошерности ранее неизвестных видов птиц, оказались гораздо более сложными, а некоторые остались нерешенными по сей день. Принять решение о статусе птиц гораздо сложнее, чем о статусе животных и рыб. Тора (Ваикра 11:1—27 и Дварим 14:3—20) четко определяет признаки кошерности того или иного вида животных. Кошерными считаются те виды млекопитающих, которые отрыгают жвачку и имеют полностью раздвоенные копыта. Что касается рыб, признаки их кошерности также есть в Торе (Ваикра 11:9—10; Дварим 14:9—10): кошерными считаются те виды, у которых есть чешуя и плавники.
Что же касается птиц — Тора не дает четких признаков, по которым можно отличить кошерные виды от некошерных. Тора просто предоставляет список — 24 вида птиц, которые не являются кошерными (Ваикра 11:13—19, Дварим 14:11—18).
Хотя в Письменной Торе нет четких признаков, по которым можно определить кошерность птиц, Устная Тора все же приводит четыре критерия, которые помогают их «квалифицировать». В Мишне (тр. Хулин 3:6) сказано:
Любая хищная птица некошерна;
Кошерной является любая птица, у которой имеется:
- дополнительный палец;
- зоб;
- легко отделяющаяся внутренняя кожица пупка (куркеван).
Шулхан Арух (82:3) приводит эти признаки. Рамо, в свою очередь добавляет, что нельзя полагаться только на них, необходимо также, чтобы существовала традиция употребления в пищу тех или иных видов. Именно в этом решении Рамо и заключается основная проблема с кошерностью индейки, ведь, как было сказано выше, она относится к «новым» видам, которые были завезены из Америки в Европу.
Интересно отметить, что вопрос о кошерности индейки не рассматривался детально в тот период, когда она была завезена из Америки. Совершив «переезд» из Нового Света, она плавно приземлилась на кухнях домохозяек, став неотъемлемой частью рациона, в том числе и еврейских семей. Безусловно, это происходило с разрешения местных раввинов. Однако первые обширные галахические исследования, касающиеся кошерности индейки, датируются гораздо более поздним периодом. Так что они, скорее, отвечают на вопрос: «Почему мы едим индейку?», а не «Можно ли есть индейку?».
Перечислим несколько основных доводов в пользу кошерности индейки, которые приводятся в трудах наших мудрецов (Мэшив Давар, Йорэ Дэа 22, Аругат а-Босэм, Каф а-Хаим 8:21, Шоэль у-Мэшив, Двар Галаха 53 и пр.):
— сефардская традиция есть индейку появилась еще до того, как Рамо принял свое решение;
— в этом случае ашкеназы также полагаются на мнение Шулхан Аруха о том, что достаточно четырех известных признаков кошерности;
— существует традиция неизвестного происхождения употреблять индейку в пищу;
— ее статус как нехищной птицы может быть проверен;
— индейка является подвидом курицы;
— индейка может быть скрещена с другими кошерными видами и т.д.
В любом случае, сегодня кошерность индейки не вызывает сомнений, и она повсеместно употребляется в пищу евреями как сефардского, так и ашкеназского происхождения.