Гора под названием Синай занимает особое место в еврейской традиции, ведь согласно Пятикнижию, именно там Бог подарил евреям Тору. Во время этого события весь еврейский народ ощутил сильнейшее раскрытие Всевышнего, поэтому его называют еще «Синайское откровение». Именно там народ услышал Десять речений (Декалог, Десять заповедей). Именно на эту дымящуюся и содрогающуюся гору (см. рассказ о стоянии под горой в Шмот, 19:18) поднялся Моше Рабейну (пророк Моисей), где провел 40 дней и записал там надиктованные Богом законы Торы. Шавуот в качестве праздника дарования Торы как-раз отмечает в ленте времени это событие. Но где именно находится эта гора и считается ли она святыней для иудаизма? И почему Тора была дарована именно там, в пустыне возле горы Синай? Давайте попробуем разобраться.
Где точно располагается гора Синай, мы не знаем. Еврейская традиция знания точного местонахождения горы Синай была давно утеряна, видимо, еще в эпоху Царей или сразу после нее. Предполагается, что последний еврей, который там побывал, это пророк Элиягу (см. книгу Млахим в Танахе). Считается, что святость Божественного присутствия ушла с этого места после дарования Торы, поэтому евреи никак не сохраняли память о том, где именно она находится – просто не было смысла, так как теперь это место не отличалось от любого другого.
Но все таки, где же она находилась? Первое, что приходит на ум – в Синайской пустыне, ведь это логично. Но есть еще мнения, которые говорят о ее месте недалеко от реки Иордан, где располагался тогдашний Мидьян, или о побережье Эйлатского залива (на восток, в сторону Саудовской Аравии). Археолог Э. Анати, например, отождествляет библейский Синай с горой Хар-Карком в пустыне Негев.
Но, как мы уже выяснили, теперь это не имеет для иудаизма никакого значения, и его адепты совершенно не страдают от этого незнания. Всевышний избрал для служения себе другое место – гору Мория в Эрец-Исраэль, где стоял Первый и Второй Иерусалимский Храм и будет стоять Третий (вскорости, в наши дни!). Поэтому и необходимости искать эту гору тоже нет, точно также как и возможности – у нас просто нет достаточно достоверных источников, показывающих непрерывность традиции названия горы в той или иной местности. Все возможные версии могут быть только лишь предположениями.
Так как, с точки зрения иудаизма, совершенно нет смысла в почитании этой горы, то тем более нет сантиментов к известному туристическому месту на территории современного Египта, куда толпами возят туристов на так называемую «гору Моисея» встречать рассвет – им рассказывают, что тот, кто встретит зарю именно там – Бог прощает все грехи. Большинство посещающих это место – туристы-христиане. Там создана сильная туристическая индустрия (история со встречей рассвета – тоже ее продукт), рассчитанная как раз на них.
Следует сказать, что по мнению историков, так как иудейская традиция о месте дарования Торы была утрачена достаточно давно, то христианская и мусульманская традиция почитания Синайской горы с ней никак не связаны. Нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века.
Но, опять же, нет у нас, евреев, достоверных данных чтобы точно утверждать, что вот она – та самая гора Синай (она же Хорев – так она еще называется в Торе), где еврейский народ получил в подарок Тору.
А почему дарование Торы произошло именно на горе Синай? Еврейская традиция говорит по этому поводу, что все дело в скромности этой горы в сравнении с остальными. Как рассказывает мидраш, она не самая высокая, и в споре других гор за право, на какой из них будет дарована Тора не участвовала. Но Всевышний избрал именно ее, чтобы показать всем, что скромность – самое важное и необходимое качество характера для того, кто будет изучать Тору. Да и Вы помните, что Тора была дана именно Моше – самому скромному из людей (так Тора его сама называет). Скромный человек в состоянии воспринять чужие идеи, иное мнение, в отличии от горделивого человека, который часто стоит на своем и упорно навязывает свое мнение остальным.
Можно задать еще такой вопрос – если для Всевышнего невысокая гора Синай оказалась этаким эталоном скромности, то ведь можно было дать народу Тору и в какой-нибудь долине… На это тоже отвечают мудрецы: это все для того, чтобы преподать нам урок – не преуменьшать значение нас самих и наших действий. Любой человек значим и его действия также – это доказывает уже сам факт его существования.
И еще – Тора полноценно принадлежит не только евреям, у нее есть универсальное значение и ценность для всех народов. Есть еще такое объяснение, почему Тора была дарована в пустыне. Пустыня – это место, где нет хозяина, ею никто не владеет. Если бы Бог дал Тору в Эрец-Исраэль, то остальные народы мира могли бы сказать, что они не могут ее принять, так как она дана в земле, которая принадлежит еврейскому народу – Сам Всевышний дал им эту землю. Поэтому акт дарования Торы произошел в пустыне – на территории, которая не принадлежит никому – чтобы каждый, кто захочет, мог прийти и получил ее. А есть и такое объяснение: чтобы Израиль не мог отказаться допустить к Торе другие народы.
Кроме того, есть тут и такой символизм: Тора по-настоящему открыта только лишь тем, кто готов отказаться от роскоши и излишеств – а именно в пустыне они недоступны.