Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Мир еврейскими глазами

Еврейский взгляд на украинскую революцию

Александр Найман
16 августа 2018, 14:15
Время прочтения Время прочтения: 13 мин.

Падение в феврале 1917 года российской монархии, которая веками душила украинство и проводила дискриминационную политику относительно всех «инородцев», и последующие изменения в стране создали условия для демократического развития украинского общества. После февральской революции активизировались политические силы страны, началось создание организаций, которые ставили своей целью построение новой Украины. В марте 1917 года в Киеве был создан Общественный комитет, который вскоре превратился в Совет объединенных общественных организаций. В Киеве, Харькове, Одессе и других городах сформировались советы рабочих депутатов.

В резолюции собрания сионистов Одессы 19 марта 1917 г. отмечалось: «Сионисты Одессы, которые собрались в количестве 2000 человек, приветствуют российскую свободу, что должна обеспечить самоопределение всех народностей, которые живут в России, и выражают уверенность, что еврейский народ не успокоится, пока не достигнет гражданской, политической и национальной свободы во всех странах мира и национальной государственной независимости в Палестине». Председатель объединения еврейских организаций Одессы телеграфировал в Киев: «Шлем братский привет в связи с освобождением еврейского народа. Да здравствует российская демократия! Да здравствует еврейский народ!». В телеграмме из Елисаветграда евреи города предлагали собирать деньги для помощи Временному правительству и для обеспечения армии хлебом.

В апреле 1917 года представители еврейских организаций участвовали во Всеукраинском национальном конгрессе, который прошел в атмосфере национального подъема. Почти тысяча его делегатов, которые представляли регионы Украины, единодушно одобрили основы политики Центральной Рады. Председатель Совета объединенных еврейских организаций Киева Г.Быховский свое приветственное выступление завершил словами восхищения и благодарности лидеру украинского движения М.С.Грушевскому и всему украинскому народу. Под аплодисменты и возгласы «Слава!» Грушевский подошел к Быховскому и они расцеловались. От еврейских социал-демократических партий съезд приветствовал Каган, выступавший на идиш. Делегаты избрали новый состав Центральной Рады во главе с профессором Михаилом Грушевским. Было также принято постановление о «полном обеспечении прав национальных меньшинств, живущих в Украине», как одна из основ автономии Украины.
75 % членов Центральной Рады представляли украинские организации, 14 % – российские, 6 % – еврейские, 2,5 % – польские.

Еврейские партии получили 50 мест (из 822) в Центральной Раде и пять мест (из 55) в ее исполнительном органе – Малой Раде (их заняли представители Бунда, Поалей Цион, Объединенной еврейской социалистической рабочей партии (Фарейникте), Фолкспартей и сионистов).

Первая конференция Объединенной еврейской социал-рабочей партии (ОЕСРП) в октябре 1917 года приняла резолюцию, в которой поддержала «украинскую демократию в ее стремлении к автономии Украины на основе инструкции, утвержденной Временным правительством». Относительно последующей перестройки национальной жизни конференция призывала все партийные организации поддержать деятельность вице-секретаря по еврейским делам. Ее участники одобрили выступления представителей партии в Центральной Раде и предложили всем партийным организациям «организовывать собрания и читать лекции об украинском национальном движении, чтоб распространить среди еврейских масс лозунги и стремления украинского движения, а также его принципиальную позицию в отношении к национальным меньшинствам».

Центральная Рада постановила учредить Секретариат национальных дел, включавший трех вице-секретарей по русским, еврейским и польским делам. Согласно соглашения с Временным правительством от 3 июля треть мест в Генеральном секретариате должны были занимать представители неукраинских партий. Количество последних должно было равняться шести. Они получили три портфеля генеральных секретарей и еще три – вице-секретарей по национальным делам. Вице-секретарем по польским делам был назначен М.Мицкевич, а по еврейским – член ОЕСРП Моисей Зильберфарб.

Моисей Зильберфарб

Владимир Винниченко, вспоминая о первом заседании Малой Рады с представителями национальных меньшинств, писал, что еврейские партии «приняли в свое сознание Центральную Раду как свой орган и выступали в нем, как равные члены его, с равными правами, политическими и национальными». Еврейские партии признали Центральную Раду высшим органом власти в Украине, выразили желание с ней сотрудничать и выдвигать своих представителей в ее состав.

Зильберфарб понимал, что существующие проблемы перестройки национальной жизни в значительной мере осложнены многолетней шовинистической политикой царского правительства и соответствующей деятельностью отдельных организаций и изданий империи. В частности в Украине такой деятельностью занимался издатель газеты «Киевлянин» В.Шульгин. Эта газета была органом «Партии националистов» – одной из черносотенных организаций, созданной в 1908 году помещиком П.Балашовым, В.Шульгиным и графом В.Бобринским.

После октябрьского большевистского переворота еврейские партии, предвидя установление диктатуры, выступили против него. В ноябре представитель Бунда А.Хейфец на объединенном заседании исполкомов одесских советов рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов говорил, что правительство УНР проводит такие реформы, какие большевики не в состоянии ввести своими декретами. Он назвал Ленина и его последователей авантюристами, которые спекулируют на революции. В конце 1917 года бундовская газета «Векер» («Будильник») напечатала передовую статью «Наш путь», в которой отмечалось: «Наша обязанность, насколько мы в состоянии влиять, чтоб большевики отказались от своей преступной тактики и согласились бы на образование революционно-демократической власти, которая бы стояла на широких позициях демократии».

Бунд и другие еврейские социалисты проявили незаурядную заинтересованность при обсуждении Закона о национально-персональной автономии, который был принят 9(22) января 1918 года. В соответствии с этим законом каждая из национальностей, населяющих Украину, получала «право на национально-персональную автономию, то есть право на самостоятельную организацию своей национальной жизни. Она осуществляется через органы Национального Союза, власть которого распространяется на всех его членов, независимо от места и поселения в УНР».

Этот закон давал возможность каждому гражданину УНР, руководствуясь национальным самосознанием, избирать, какую роль в его жизни должна играть та или иная национальная культура. Каждая национальная община имела право на поддержку со стороны государства при определении путей и средств развития своей национальной культуры в Украине. В то же время национально-персональная автономия не давала оснований для политизации социально-культурных проблем и для проявлений сепаратизма со стороны национальных меньшинств. Закон о национально-персональной автономии вошел в принятую 29 апреля 1918 года Конституцию Украины как ее восьмая глава. Национальный союз должен был составить по именным спискам национальные кадастры. Союз мог собирать налоги со своих членов на основаниях, установленных для общегосударственного налогообложения, брать ссуды и вести другую финансовую деятельность. Объем его прав и уклад его учреждений должен был быть определен Учредительными собраниями каждой нации.

Банкнота УНР. Внизу в центре – надпись на идиш

 

Вместе с тем Зильберфарб отмечал, что межнациональная напряженность в Центральной Раде «приняла в украинских кругах вне ее откровенно антисемитскую окраску и даже начала переходить от слов к действиям». Поскольку мировая война еще продолжалась, власть в Киеве в значительной мере принадлежала военным – а они никогда не были свободными от антисемитских настроений. Так, командующий Киевским военным округом Шинкарь издал приказ №1659, по которому из Киева должны быть выселены все жители города, которые поселились в нем после 1 января 1915 года (именно тогда евреи-беженцы из районов военных действий получили разрешение селиться за пределами черты оседлости). Этот приказ мог повлечь выселение значительной части еврейского населения Киева. Генеральному секретариату еврейских дел удалось остановить действие этого жесткого военного приказа.

10 апреля 1918 года министром по еврейским делам стал член партии «Фолкспартей» Вульф Лацкий-Бертольди.

Свою преданность политике Центральной Рады еврейские депутаты продемонстрировали и 20 марта, когда высший законодательный орган Украины отмечал первую годовщину своей деятельности. Лидер сионистов Сыркин, выступая на том торжественном заседании, отметил, что Киев станет образцом межнациональных отношений, и высказался против тех, кто порочит деятельность Центральной Рады. Он выразил надежду на достижение равноправия всех национальностей в Украине. Бундовец Рафес в своем выступлении отметил, что гордится участием его партии в деятельности Центральной Рады.

Разрушение демократических институтов страны после переворота, который возглавил гетман П.Скоропадский, вызвало негативную реакцию со стороны патриотических сил и в частности еврейских партий. Первая Всеукраинская конференция еврейских организаций, которая прошла 5-11 мая, в одной из своих резолюций отметила, что «переворот имеет своей целью ликвидацию демократического строя и возобновление буржуазно-помещичьей монархии». Участники конференции призвали к «объединению всех революционных сил и развитию широкой агитации и кампании протестов в защиту всех завоеваний революции, используя при этом все общественные и государственные учреждения демократического характера». Тогда же Вульф Лацкий заявил: «Я не сомневаюсь, что свергнутое правительство Украинской Народной Республики, предоставившее национальным меньшинствам полноту национальных прав, не преминуло бы выступить в защиту национальных прав украинского и еврейского народов. Как посмотрит на этот вопрос нынешнее украинское правительство, начавшее свою деятельность с угрозы национальным завоеваниям революции, трудно конечно предсказать».

Первая сессия Национального Собрания проходила 3-11 ноября 1918 года. Там была провозглашена декларация сионистов, в которой отмечалось: «Во все времена борьба с ассимиляцией была ведущим направлением сионистской деятельности. Национальная автономия на демократических основах – единственный путь для евреев тех стран, где они живут компактными массами. Протестуя против отмены национальной автономии в Украине, сионисты требуют немедленного ее возобновления». Декларация содержала требование предоставления еврейскому народу законного места в Лиге Наций, передачи ему Палестины и национальной автономии для всех еврейских объединений.

После капитуляции Германии 11 ноября 1918 года и восстания против режима гетмана Скоропадского представители национально-демократических и социалистических партий и группировок создали Директорию. До февраля 1919 года ее возглавлял В.Винниченко. Восставшие, под предводительством С.Петлюры, освободили Киев и восстановили УНР.

Еврейские партии приветствовали возвращение украинской власти. В обращении временного бюро украинского Главного комитета Бунда отмечалось: «В единении с революционным пролетариатом и под руководством Директории повалена гетманская помещичье-буржуазная реакционная власть…Только власть, опирающаяся на социалистический пролетариат и революционное крестьянство, может удовлетворить социальные и национальные интересы трудящихся классов УНР».

Таким же образом Директорию приветствовала и ОЕСРП. Газета «Еврейская мысль» подчеркивала расположение евреев к С.Петлюре как к Главному атаману украинской армии. При этом отмечалось, что еврейские подразделения, которые входили в состав войска Петлюры, активно участвовали в боевых действиях и тем самым формировали фундамент украинско-еврейского сотрудничества. Министерство по еврейским делам возглавил член Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей Цион Абрам Ревуцкий.

Еврейский Национальный Секретариат не ограничился посещениями правительственных представителей и начал широкую кампанию протестов против погромов. С этой целью он завязал контакты с украинскими партиями и общественными группами. 9 января 1919 года в редакции «Новой Рады» по инициативе Национального Секретариата социалисты-федералисты созвали общее совещание, в котором вместе с ними приняли участие представители Украинской народно-республиканской партии, общества «Просвита» и Национального Секретариата. Последний представляли В.Темкин, А.Каплан, М.Шварцман и И.Шехтман. Лидеров украинских партий, которые имели своих представителей в правительстве, социалисты-федералисты не приглашали, учитывая, что в такой момент наиболее важным было реагирование именно общественных сил, ведь правительственные партии и без того несли ответственность за политику правительства. На совещании представители Национального Секретариата дали точную информацию о сложившемся положении. На тот момент уже было зарегистрировано 15 погромов и случаев насилия против евреев. Представители Национального Секретариата энергично подчеркивали необходимость активной деятельности против погромов со стороны украинских общественных групп.

Поскольку политическая и общественная жизнь была практически парализована в результате военного положения, и только Малые национальные Сборы получили возможность проводить свои открытые заседания, то таким образом именно туда переместился центр общественной борьбы против погромов. То, что замалчивала подцензурная пресса, получало освещение на трибуне Малых национальных Сборов; те события на местах, о которых делегации не могли сообщать в газетах, свободно освещались на заседаниях Сборов, где Национальный Секретариат регулярно отчитывался о своих переговорах с правительством.

Неустойчивая позиция Директории относительно погромов, ее утверждения, будто евреи сами виноваты в этих кровавых событиях, вызывали со стороны Малых Национальных Сборов особенно острый протест. Хотя их заданием, в первую очередь, было заниматься практической законодательной работой и конституционными вопросами еврейской автономии, они были вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности и энергично реагировать на начавшиеся погромы, которые орошали кровью евреев всю Украину. Текущие вопросы остались на заднем плане, а на передний план выдвинулись проблемы защиты от погромов и помощи их жертвам. Были приняты острые резолюции протеста и заложена основа для учреждений, которые призваны были помочь пострадавшим. Все резолюции протеста были представлены Директории, а часть из них была обнародована и отправлена за границу.

Трудные времена пришлось пережить еврейским общинам в течение четырех месяцев до февраля 1919 года. Нестабильность в стране, государственные перевороты, следовавшие один за другим в течение короткого периода, неуверенность в политической обстановке и, главное, бесконечные погромы – все это разрушило еврейскую жизнь и мешало любой общественной деятельности. Провинция была почти полностью оторвана от центра и в наиболее ответственных, важных моментах не могла установить связи с Киевом. Сообщения, которые время от времени поступали в Национальный Секретариат, имели случайный характер и не давали полной картины того, что происходило на местах. Не из всех регионов вообще можно было писать, сообщения не были регулярными.

Погромы деникинцев, захвативших Екатеринослав 30 июня 1919 года, историк И.Чериковер описывал так: «Целыми улицами еврейские дома и магазины разгромлены дотла, сотни женщин изнасилованы, тысячи убитых. Эти зверства и ужасы решительно не проявляют тенденции к прекращению».

В.Винниченко об этом писал: «Еврейская интеллигенция, которая не успела бежать за границу, была принуждена остаться в городах, потому что ни с украинскими, ни с белогвардейскими войсками, где был антисемитизм, не могла пойти. По той же причине не могла она и в селе спрятаться. Но как же существовать в городах? Национализация всех отраслей хозяйственной жизни страны, отмена всех свободных профессий, в которых находила приложение своим силам значительная часть еврейской интеллигенции, запрещение даже мелкой торговли и ремесла – все это выбрасывало на улицу большое количество людей, осуждая их на голодную смерть… Оставалось выбирать: либо умирать голодной смертью, либо идти на советскую службу, куда рьяно звали большевики. Вполне естественно, что выбор должен был остановиться на последнем».

 

 

Источник

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Еврейские спортсмены - не всегда шахматисты
Куда податься бедному еврею?
Наука доверять
Женское желание нравиться
7 правил воспитания мальчиков