В Торе, Талмуде и всех других древних и средневековых еврейских писаниях считается само собой разумеющимся, что чудеса могут быть и, собственно, происходят. Но чудо не рассматривалось как приостановление действия закона природы, поскольку до возникновения современной науки не существовало такого понятия, как закон природы, который требовал бы приостановления.
Естественный порядок мира
Чудо было экстраординарным событием, которое именно потому, что оно сильно отличалось от нормального хода событий, свидетельствовало о непосредственном вмешательстве Б-га; отсюда и библейский термин nes, "знамение", означающий чудо.
Чудо - это указание на божественное вмешательство в конкретных обстоятельствах. Весь вопрос о чудесах связан с учением о божественном провидении, о том, как трансцендентный Б-г может проявляться в конкретных событиях мира, хотя такой взгляд на проблему не возникал в еврейской мысли вплоть до эпохи средневековых философов.
Мишна (Брахот 9:3) определяет такое понятие, как "напрасная молитва" - призыв к Б-гу отменить прошлое. Есть две иллюстрации. Первая: жена мужчины беременна, и он молится, чтобы ребенок, которого она носит, оказался мальчиком. Вторая: мужчина слышит издалека звук плача и молится, чтобы эти звуки исходили не из его дома.
В обоих этих случаях молиться бесполезно, так как событие уже произошло. В первом случае, однако, Б-г может совершить чудо и изменить пол плода с женского на мужской, но это, как утверждает Гемара в комментарии к Мишне, означает молитву о чуде; ни один человек не может считать, что он достоин того, чтобы Б-г совершил для него чудо.
Во всей раввинской литературе возможность возникновения чудес принимается безоговорочно, в то время как то, что теперь называется естественным порядком, рассматривается как обычное проявление божественного провидения, а отождествление конкретного события с чудом рассматривается с осторожностью.
Желанны ли чудеса?
Средневековые философы признают, что чудеса случаются, но существует тенденция к объяснению даже библейских чудес с точки зрения естественных терминов. Несмотря на напряженность в этом вопросе, сила святых людей творить чудеса признается в Торе, Талмуде и Мидраше, а также в последующих еврейских агиографиях вплоть до хасидских рассказов о чудесах, совершенных хасидским цадиком.
Некоторые современные еврейские богословы неверно истолковали талмудическую дискуссию (Шаббат 53б) как намек на то, что в стремлении к чудесам есть определенная степень духовной пошлости. Отрывок рассказывает о бедном человеке, чья жена умерла, оставив его с маленьким ребенком. Чудом было то, что его грудь стала женской и он смог кормить младенца.
Один раввин заметил: "Каким великим должен был быть этот человек, что Б-г совершил для него такое чудо," но его коллега возразил: "Наоборот! Каким недостойным должен был быть этот человек, что ради него был изменен порядок творения."
Однако второй раввин не порочит святых людей, для которых случаются чудеса, только этого конкретного человека, и тот особый вид чуда, связанный с изменением ролей мужчины и женщины.
Доказательства и вера
Настоящий вопрос для современников заключается не в том, могут ли случаться чудеса, а в том, случались и случаются ли они вообще. Как признал Давид Юм, вопрос заключается в доказательствах. Многие события, которые в прошлом воспринимались как чудеса, сегодня могут быть трактованы как результат действия природных законов; хотя сам Юм менее категоричен в отношении абсолютной необходимости того, чтобы причина Х всегда производила эффект У, который она обычно производит.
Несомненно, современный еврейский верующий будет гораздо менее склонен приписывать экстраординарные события сверхъестественному вмешательству, но его вера в силу Б-га не позволит ему отрицать саму возможность возникновения чудес.
Хасидская поговорка гласит, что хасид, который верит, что все чудеса, которые были совершены хасидскими мастерами, действительно произошли - глупец, однако, тот, кто уверен, что они не могли случится - невежда. То же самое можно сказать и о чудесах в целом.
Источник: https://www.myjewishlearning.com
Перевод Анастасии Яценюк