Слово «кагал», в переводе с иврита буквально означающее «община», применялся к форме самоуправления в Польше (XVI-XVIII в.) и Российской империи (конец XVIII-середина XIXв.). Однако термин «кагал» принято ассоциировать именно с правлением еврейской общины, которое выполняло функции посредника между общиной и властями.
В текстах привилегий Болеслава Калишского евреям Великой Польши (1264) указывалось, что во главе таких еврейских общин стояли старейшины (сеньоры), на которых были возложены судебные функции. Согласно привилегиям, прописанным в XV веке, суд над евреем мог совершаться только в присутствии представителя общины. Немного позднее царь или воевода назначали главой общины «доктора Моисеева закона», а именно раввина.
В середине XVI в. на фоне ослабления давления со стороны королевской власти польские евреи стали активно стремиться к автономному общинному управлению. На образование кагала в большей степени повлияло появление новой системы взимания податей с евреев, который основывался на принципе круговой поруки, когда налог брался не с определенного человека, а со всей общины. В 1556-1571 гг. еврейские органы самоуправления общин, называвшиеся сначала «зборы жидовске», а потом кагалом, признаются официальными.
Польские грамоты, датированные XVI веком, закрепляли за кагалом как право раввином следить за религиозной жизнью евреев, так и право наказывать нарушителей телесными наказаниями, выселением из общины, а также смертной казнью. Система сборов подати с конца XVI в. предполагала работу с областными местными и центральными ва‘адами (съезд представителей еврейских общин), тогда как кагал связывал эти ва‘ады с общиной. Кагал обладал широкой автономией во внутренних делах, обладая большой властью над членами общины.
Состав кагала каждый год избирался пятью-десятью выборщиками из членов общины, которые определялись путем жеребьевки. Члены кагала, в основном, избирались одни и те же из года в год, а если кто-то и выбывал, его заменяли родственники. Численность членов кагала напрямую зависела от величины общины. Так, в Кракове она достигала 40 человек, а в небольших общинах – не более 7.
Кагал возглавляли 4-5 старшин (рашим), а вместе с 3 почётными членами они являлись правомочной коллегией кагала, которая и решала все местные дела. Они назывались «семеро нотаблей города» (шив‘а товей ха-‘ир). Существовала такая должность парнас – глава и казначей кагала, в руках которого была сосредоточена вся власть. Парнасами становились все рашим по очереди в течение месяца, поэтому рашим часто называли именно парнасами. Остальных выборных лиц, которые принимали участие в собраниях кагала, называли манхигим или иккарим, или аллуфим. Некоторые из них выбирались в качестве заместителей рашим или парнас, которые не могли присутствовать. Избирательными должностями также были попечители благотворительности (габбай цдака гдола), контролеры (роэй хешбон), попечители религиозных училищ (габбай талмуд-тора), управляющие (мемунним) и судьи (даяним). Любопытный факт: согласно записям, сохранившимся в специальных актовых книгах кагала (пинкасах) начала XVIII века, среди попечителей встречаются и женские имена.
Каждый кагал включал также судебных исполнителей (шамашим). В больших общинах были судьи трех категорий. Высшая категория, возглавляемая раввином, рассматривала иски на сумму более 100 злотых; вторая категория – на сумму 10-100 злотых, а последняя, третья – на сумму, не превышающую 10 злотых. Помимо сбора податей и управления всеми общественными учреждениями кагал контролировал торговлю, соблюдение мер и весов, следил за порядком и чистотой улиц, регламентировал вопросы учебы детей, издания книг и многое, многое другое. Кагал управлял практически всей жизнью еврейской общины, и только в исключительных случаях прибегал к помощи польских властей.
Любой кагал, помимо того, что должен был уплачивать подати государству и отдавать ряд административных налогов, тратил немалые суммы на судебную защиту и периодические подкупы государственных и военных деятелей, а также на сборы во время коронаций войн и т.д. Чтобы покрыть такие расходы, кагалу приходилось брать в долг у католических монастырей или зажиточных помещиков. Причем за возврат долга отвечала вся община. В итоге практически во всех кагалах возникла серьёзная проблема погашения этих долгов, что еще сильнее подчинило общину власти кагала.
Между тем стало усиливаться противостояние как между кагалом и более мелкой его структурой – прикагалками, так и между кагалом и еврейскими простолюдинами. Причиной конфликта являлось неравномерное распределение долгов. Кагал не мог справиться с недовольством некоторых членов общины. Тогда же ряд раввинов открыто осуждали кагал, который попал под влияние интересов их глав. В XVIII веке свое недовольство кагалом высказывали также земские сеймики и областные сеймы, которые считали, что круговая порука должна быть заменена на индивидуальное налогообложение. Надо сказать, эта идея получила одобрение среди евреев, задумавшихся уже о роспуске кагала, по сути эксплуатировавшего бедных.
В итоге в конституции 1764 г. был утверждён роспуск Ва‘ад четырех земель и областных ва‘ад, а также предполагалось провести перепись всех польских и литовских евреев с целью обложения их податью, которую необходимо было уплачивать через казну. При этом пришлось сохранить на 20 лет кагальные подати, а в 1775 году кагалы вновь получили право брать займы под круговую поруку общины.
Что же касается правительства Российской империи, то оно сохранило институт кагала на бывших польских территориях, видя в этом, прежде всего, финансовую выгоду. Однако российские власти решили внести евреев в общегородские книги жителей, что несколько ограничило кагал во влиянии на свободу передвижения еврейского населения. Более того, губернские и уездные кагалы рассматривали споры между евреями, касающиеся только религиозной сферы, тогда как все остальные разбирательства подпадали под юрисдикцию казенных судов. За кагалами оставили обязанность выдавать паспорта евреям общины, а также отвечать за круговую поруку в уплате поголовной подати.
Кагалы открыто преследовали сторонников религиозного движения «хасидизм», хасидов, которым пришлось отвоевывать власть в общине. Участившиеся стычки с оппонентами хасидизма, митнагдим, вылились в масштабную междоусобицу.
В положении о евреях от 1804 года раввинам передавалось право на внутреннее судопроизводство, в связи с чем, кагалы стали отвечать за бездоимочный взнос казенных сборов, а также распоряжаться теми деньгами, которые передавала им еврейская община. Один город или местечко мог организовать только один кагал, даже когда в одном городе находились евреи, принадлежавшие различным религиозным течениям и посещавшие разные синагоги. Если же кагал хотел учредить новый налог, то без разрешения властей он не мог этого сделать. С 1818 года все кагалы обязаны стали вести учет о приходе и использовании средств, внося все данные в казенные книги. Кроме того, кагал занимался вопросами «призрения бесприютных евреев», а также помощи мигрирующим евреям и т.д.
В 1821 году Александр I упразднил кагалы в Царстве Польском, а вместо них приказал создать синагогальные правления, так называемые «божниче дозоры», которые занимались исключительно религиозными вопросами, а также социальной помощью.
После того, как в 1827 году была введена «натуральная воинская повинности для евреев», у кагалов появилась новая задача – своевременно поставлять новобранцев. Кагалы получили легитимное право «отдавать в рекруты всякого еврея во всякое время за неисправность в податях, бродяжничество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе». Как правило, кагал брал в рекруты детей из бедных или неполных семей, тогда как сыновья состоятельных членов общины не принимались в расчет.
С возникновением нового положения о «черте оседлости» в 1835 году возродилась польская кагальная организация, а любому еврею необходимо было в обязательном порядке быть предписанным к определенной городской еврейской общине.
Каждые три года городские евреи выбирали в кагал 3-5 уполномоченных, которых должно было утвердить губернское правление. Члены кагала не призывались в армию во время действия их полномочий в кагале, а также пользовались правами, существующими для купцов второй гильдии.
Ранее (когда не был еще введен рекрутский устав) выполнение административных функций кагала, в том числе коллективная ответственность членов общины влияли, напрямую отражалась на материальном благосостоянии евреев. После же у кагала появилась возможность распоряжаться жизнью и душой еврея. В частности, кагал стал выполнять и полицейскую функцию, обоснованную массовым уклонением евреев от службы в армии. Кагал нанимал сыщиков, которые разыскивали сбежавших от воинской повинности евреев, а также стражников и ловцов детей, чтобы затем сдать их в кантонисты.
В то же время появилось немало вымогателей, которым были известны махинации с книгами лиц податного сословия, которые назывались «ревизские сказки». Они грозили главам кагала раскрыть их «нечестные дела». Постепенно среди еврейского населения росло недовольство кагалом, что в конечном итоге привело к полному упадку этой структуры.
В 1844 году правительство решило интегрировать ранее обособленно проживавших евреев в остальное население. Поэтому все кагалы были упразднены, а их функции достались городским управам и ратушам.
С исчезновением кагалов еврейские общины не лишились обязанности собирать подати и поставлять рекрутов. В результате сборщики податей и рекрутские старосты пользовались той же «дурной славой», как и их предшественники – члены кагала.
По мнению Я. Брафмана, которое он выразил в своей работе «Книга кагала», 1888г., кагалы продолжали неофициально существовать, будучи государством в государстве, отгородившись от нееврейского мира.
В 1891 году Государственным Сенатом была признана ненормальность ситуации, когда евреи должны были нести коллективную ответственность за поставку рекрутов и уплату податей в отсутствии официального признания общинной организации. Но это не отразилось на государственной политике. И только в 1917 году, поле свержения власти, еврейские общины стали легитимными.