Менора представляет собой храмовый семисвечник, выполненный из золота, который находился в Иерусалимском Храме и применялся в ходе ритуальной службы. Само слово «менора» с иврита переводится как «светильник».
Семисвечник имел один центральный светильник и шесть исходящих из него симметричных ветвей, по три с каждой стороны. Впервые золотая Менора появилась у евреев в период их нахождения в пустыне, а создана она была так, как описывал ее Всевышний. Когда же еврейский народ завоевал Землю Израиля и построил в Иерусалиме Храм, Менору установили при входе в Святая Святых во внутренних покоях Храма. Местонахождение оригинальной Меноры поныне никто не знает. В мидраше сказано, что еврейский Семисвечник был схоронен в тайниках, расположенных в Храмовой горе, перед разрушением Первого Храма.
Все это время Менора являлась одним из основных символов еврейского народа. Когда создавалось государство Израиль, было решено поместить изображение Меноры на герб страны.
Как сказано в книге Шмот, Менора была создана во время первого года скитаний евреев по пустыне, а именно когда происходило строительство Мишкана (Переносного Храма). Тогда Семисвечник был установлен в Мишкане, а Аарон, будучи первосвященником, ежедневно перед приходом темноты зажигал огонь в лампадах светильника. Наутро все лампады вычищались, и их готовили уже к следующему зажиганию.
Перед строительством Первого Иерусалимского Храма, в Земле Израиля Семисвесчник находился в Мишкане в Шило, а уже с появлением Храма Менору поместили туда, как и всю остальную священную утварь. Причем, в Книге Царей указывается, что в Храме царя Шломо (Первом Храме) содержалось еще девять менор, изготовленных из чистого золота. Менора стояла также и во Втором Храме.
Помимо мидраша, где говорится о том, что Менору накануне разрешения Первого Храма вместе с Кочегом Завета зарыли в Храмовой горе, есть мнение, что Менору вернули в Храм евреи после Вавилонского изгнания. Но согласно большинству исследователей, во Втором Храме поставили совершенно другую Менору.
Неоспорим только факт того, что Менора стояла во Втором Храме, пока ее не украли греко-сирийцы, когда завоевали Иерусалим.
Маккавеи (Хашмонаи), освободившие Храм, создали новый Семисвечник, но уже из железа, а лампады его припаяли из олова. Затем Менору изготовили из серебра, а еще позже – снова из золота. Всего во Втором Харме находилось две или три меноры, как сказано в Мишне.
Римляне, разрушившие Второй Храм, доставили Менору в Рим, где пронесли ее в триумфальном параде, который и послужил сюжетом для барельефа «арки Тита». К слову, именно в таком же стиле изображена Менора и на гербе современного государства Израиль.
Как и все остальные трофеи Менора оказалась на Форуме Веспассиана, который построили в знак победы в войне с иудеями. Спустя много веков вся храмовая утварь, в том числе и Семисвечник, были утеряны.
Описание Меноры встречается в книге Шмот, где Бог повелевает Моше создать Семисвечник:
«И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».
Затем приводятся необычные детали украшения Меноры:
«…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».
Далее речь идет о лампадах Меноры и других приспособлениях для зажигания:
«И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».
Получается, что шесть боковых лампад светили в направлении центра.
Согласно комментарию РАШИ, Тора говорит о создании светильника не из разных частей, спаянных вместе, а из цельного слитка золота, который благодаря чеканке мастера и резьбе определенным инструментом делится на ветви, расположенный по разные стороны от главной ветви. Однако Всевышний «помог» Моше, который усмотрел трудность в выполнении такой задачи, и приказал бросить в огонь золото, после чего Менора появилась сама по себе.
По одной версии, центральная лампада Семисвечника, по другой – крайняя лампада с южной стороны, горела непрерывно. Такую чудесную лампаду называли «нер тамид», т.е. «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Все же остальные лампады приходилось зажигать каждый вечер.
Существует запрет на изготовление светильника, аналогичного Меноре, а именно с семью лампадами. Даже если этот светильник выполнить не из золота, а из другого металла. В синагоге, в частности, можно встретить светильники, у которых число лампад либо превышает, либо не достигает семи. Возможно, по этой же причине Ханукия имеет восемь свечей.
В самой Меноре скрыт очень глубокий смысл. Так, в Храме Менора олицетворяла духовный свет, исходящий из Храма и освещающий весь мир. В связи с этим шесть боковых ветвей Меноры отождествляются с шестью «сторонами» мира: верх, низ, север, юг, восток, запад, а в центре Эрец Исраэль.
Кроме того, семь ветвей Меноры соответствуют семи дням творения и семидневной неделе. Тора называет центральную ветвь, из которой исходят шесть остальных, основной. Такой же «статус» и у субботы, стоящей особняком, ведь она является целью мироздания, тогда как остальные шесть дней символизируют будничный мир – средство достижения этой цели.
Суббота воплощает в себе будущий мир, мир упоения и покоя, который настанет, когда душа приобщится к своему Божественному Источнику.