Из трактата Авода Зара известно, что были такие мудрецы Талмуда, которые умели воскрешать мертвых. Из этого трактата также следует, что данной способностью обладали даже «самые малые» из мудрецов, и приводится рассказ о рабби Ханине бен Хама, который оживил умершего. В другом трактате, Мегила, упоминается история про Рабу, воскресившего рабби Зеру.
Но тут сразу напрашивается вопрос: как вообще такое могло быть, разве это не во власти одного только Всевышнего? Это подтверждается словами из трактата Таанит: «Три ключа в руке Всевышнего не были переданы посреднику: ключ дождей, ключ роженицы и ключ воскрешения мёртвых».
Однако, на самом деле, одно не противоречит другому, потому что существует два «вида» воскрешения. Первый вид подразумевает воскрешение умершего, чье тело еще не успело разложиться. Можно считать, то такого человека оживить «легче». Вероятно, мудрецы Талмуда, в том числе и «самые малые» из них, «специализировались» именно на этом виде воскрешения.
Второй вид заключается в оживлении умершего, чье тело уже начало разлагаться. «Трудность» в данном случае обусловлена тем, что необходимо не только вернуть жизнь, но еще и «восстановить» тело или его часть, которые начали разлагаться. Это воскрешение возможно лишь в будущем, и само по себе оно невероятно и удивительно.
Свое удивление такому виду воскрешения высказывал римский император, о чем свидетельствует трактат Сангедрин. Император спрашивал: «Вы (мудрецы) говорите, что в будущем оживут мёртвые, но ведь тело их уже превратилось в прах, а как прах может ожить?» Его же дочь на этот вопрос ответила ему притчей: «[Представь себе, что] в нашем городе есть два гончара, один лепит из воды, а другой из глины. Кто из них достоин хвалы?» Отец, не сомневаясь, произнес: «Тот, кто лепит из воды». Тогда дочь императора сказала: «Слова твои будут ответом на твой вопрос. Если Всевышний, благословен Он, создаёт человека из воды (капли семени), неужели Он не может создать его из глины (праха)?» Из этого диалога видно, что императорская дочь приводит своему отцу важный аргумент: Б-г беспрерывно создает новых людей из воды, поэтому ему не составит никакого труда «воссоздать» ранее уже существовавшего человека из земли.
Таким методом воскрешения умерших может воспользоваться только Всевышний, так как «Он, благословенно имя Его, – Источник жизни, Дающий жизнь всему живому».
Отметим, что все три «ключа», которые Всевышний не передал посреднику предполагают творение чего-то нового. Так, дожди способствуют появлению растений, роженица приводит на свет нового человека, а воскрешение мертвых является повторным созданием человека, тело которого разложилось.
Однако всегда существует возможность того, что «ключ» воскрешения мёртвых может временно достаться человеку. Так это было, например, с пророками Элиягу и Элишей. Обладателем такого «ключа» способен стать тот человек, кто полностью «прилепился» ко Всевышнему, об этом пишет Рамхаль в книге Мэсилат Йешарим.
По материалам р. Реувена Куклина, toldot.ru