Согласно большинству источников, слово "синагога" имеет греческое происхождение. Буквально, оно переводится как "собрание". Вошло это слово в употребление, очевидно в те времена, когда евреи жили в эллинизированном мире, и разговаривали на языке эллинов - греческом.
Порядка 2500 лет назад после пленения многие евреи ещё до разрушения Первого Иерусалимского Храма оказались в Вавилоне. Поскольку попасть в Храм в сложившейся ситуации было проблематично, а справлять службу и изучать Пятикнижие неким образом было необходимо, то евреи были вынуждены искать выход из такого положения. В качестве решения было решено собираться у кого-то на дому. Позже для собраний были выделены отдельные дома.
Уже позже, когда был построен Второй Храм, большое количество евреев всё еще жили за пределами Земли Израиля. К тому же, традиция собираться в отдельных домах для собраний сохранилась. Тогда же было принято решение об обязательном проведении общественных молитв, для исполнения которых отдельно взятая община должна иметь специальное помещение - дом собрания, что на иврите звучит как "бейт кнессет", а в греческом варианте утвердилось название "синагога". Таким образом, наличие синагог было закреплено на законодательном уровне.
Синагога в Дрогобыче, Львовская обл. Фото Е.Шнайдера
Чем же синагога должна отличаться от обычного здания?
К внешнему оформлению синагог не предъявляется особых требований. Более того, в качестве "дома собрания" может использоваться отдельная комната в офисном помещении или квартира в здании. Что же касается внутреннего строения, то тут помещение должно удовлетворять некоторым требованиям. В синагоге должны быть некоторые элементы, напоминающие о Иерусалимском Храме. Храм же, в свою очередь, был построен подобно Мишкану, переносному Храму, который евреи использовали в пустыне. Так, в частности, в синагоге обязан быть шкаф для хранения Свитка (или свитков) Торы. С пригодными для общественного чтения свитками Торы, конечно же. Он носит название Арон Кодеш (буквально, Ковчег Завета), и символизирует Ковчег, в котором хранились Скрижали Завета. Шкаф должен быть отделён специальным занавесом, который называют Парохет. Он олицетворяет занавес, которым Святая Святых Храма была отделена от остальной части Святилища Храма. На Парохет, так же, как и на дверцах шкафа Арон Кодеш, принято наносить Десять Заповедей, которые были изображены на Скрижалях Завета.
Читайте также: Все, что вы хотели знать о синагогах Украины
Поверхность, на которой изображены Десять Заповедей, должна быть постоянно освещена. Потому непременным условием для любой синагоги является наличие над Арон Кодеш "неиссякаемого источника света", который носит название Нер Тамид. В современности в качестве источника света выступает какой-нибудь электрический прибор как, например, лампа накаливания. Нер Тамид олицетворяет масляный светильник, стоявший в Храме, Менору, на которой было расположено семь фитилей. Огонь Меноры обязан был непрерывно поддерживаться - для этого всегда горел один из фитилей.
В Храме царя Соломона был дополнительно обустроен изначально не указанный в Пятикнижии, так называемый Двор Женщин "Эзрат Нашим". Так же и в синагогах принято отделять помещение, где молятся женщины. Чаще всего, в качестве такого "двора" выступает балкон или какое-либо боковое помещение. В любом случае, помещение в котором молятся женщины должно быть отделено от общего мужского зала. Если отдельного помещения нет, то нужно хотя бы поставить перегородку. Её называют "мехица".
Деревянная синагога в местечке Снитков, Винницкая обл. Фото П.Жолтовского, 1930 г.
Перед входом в молитвенный зал должен располагаться умывальник для омовения рук перед молитвой. Он соответствует умывальнику, который располагался во дворе Храма. Священники в Храме, "коганим", совершали омовение рук и ног перед началом служения.
Во время молитвы свитки Торы выносят из Арон Кодеш и кладут на стол, стоящий на специальном возвышении в центре синагоги. Оно носит название "Бима" или "Алмемар". Бима может быть представлена как в стационарном виде "деревянной беседки", закреплённой посреди молитвенного зала, так и виде "мобильного устройства" - специальной сцены на колёсиках, которую можно передвинуть в другое место в зале, чтобы освободить пространство для общинных праздников и мероприятий. Сама бима призвана напомнить о специальном сооружении, с которого в Храме царь Израиля читал Тору.
Бима и Арон Кодеш в синагоге Острога, Ровенская обл. Фото экспедиции Ан-ского, 1912
Есть предписание о том, что синагога должна находиться в месте, являющимся абсолютной вершиной в городе, но такое требование выполняется крайне редко ввиду многих причин. Таковыми причинами могут быть, как банальное местонахождение общин в Диаспоре, странах рассеяния, где местное население не всегда радостно воспримет "доминирование" еврейского культового сооружения, так и наличие множества синагог и общин в одном городе. Соответственно, все синагоги не смогут расположиться в одном месте.
Желательно, чтобы здание синагоги было ориентировано в сторону Иерусалима. Однако, если так построить не получается, то нужно, чтобы хотя-бы стена, к которой примыкает Арон Кодеш была ориентирована на Иерусалим. Во время молитвы евреи должны стоять, обратившись лицом к Иерусалиму. Соответственно, в молитвенном зале, Арон Кодеш выполняет роль некоего компаса, указывающего верное направление для молитвы.
Оборонная синагога 16 века, Сатанов, Хмельницкая обл. Фото Е.Шнайдера
В период Второго Иерусалимского Храма, когда наличие синагог было утверждено законодательно, предназначением домов собрания было сплочение и объединение евреев не зависимо от того, откуда они родом и связаны ли друг с другом каким-либо образом, и упрочение связи евреев, живущих вдали от Иерусалима, с Храмом. В Храме совершались жертвоприношения, воскурения благовоний и другие службы, установленные в Торе. В то же время, параллельно со Вторым Храмом уже существовали синагоги, в которых евреи молились и изучали Священное Писание. Более того, при самом Храме функционировала синагога. Таким образом, евреи сохранили массу элементов служения, которые выполняли во времена после начала вавилонского пленения и разрушения Первого Храма и до строительства Второго Храма. В такое служение входили молитвы и регулярное чтение Торы. Эти элементы вошли также в храмовую службу. И наоборот, многие элементы храмовой службы вошли в состав синагогального ритуала. Среди них биркат-коганим, благословения священниками всего народа, трясение лулава в течение семи дней праздника кущей Суккот, трубление в призывный рог шофар.
Синагога в Каменце-Подольском, Хмельницкая обл. Открытка нач. ХХ в.
После того, как был разрушен Второй Храм, у синагог появилась новая задача - до того момента, как будет отстроен Третий Храм, давать еврейскому народу возможность выполнять его святую работу и поддерживать связь народа, разбросанного по всему миру, с Храмом. Поскольку, согласно еврейскому закону, построить Храм можно только в одном месте - в Иерусалиме на Храмовой горе, а такой возможности у нас нет до сих пор, а жертвоприношения можно совершать только в Храме, то, соответственно, до появления нового Храма никакие жертвы приносить нельзя! Таким образом, общественные молитвы в синагогах призваны временно заменить жертвоприношение в Храме в виду его отсутствия.
Каждый день проводятся три общественные молитвы: Шахарит - утренняя, Минха - послеполуденная (или дневная), и Маарив - вечерняя. Каждая из них соответствует одному из трёх храмовых жертвоприношений и проводится в соответствующее время. Строго говоря, вечерней жертвы в Храме не было, а молитва Маарив соответствует приношению остатков от дневных жертв.
Росписи синагоги в Новоселице, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера
В период отсутствия Храма, синагоги являются местами наибольшей обрядовой нагрузки и даже носят название "малого святилища", Микдаш Меат. При этом очень важно понимать, что синагоги и молитвы ни в коем случае не заменяют Храм и жертвоприношения, и тем более не противопоставляются им!
В современный период "дома собрания" выполняют несколько функций. Зачастую весь цикл еврейской общинной жизни выстраивается вокруг синагоги. Во многих общинах в синагоги интегрированы школы и другие учебные заведения. Такие, как иешива или махон. Согласно Талмуду, во времена после разрушения Храма в синагогах Иеруалима было по две школы: бейт-сефер, начальная, и бейт-талмуд, средняя. В начальной изучали Танах, а в средней - Мишну. Синагоги, в молельных залах которых принято учиться, называют бейт-мидраш, дом учения. В отличие от них, место, где только совершают молитвы, называют бейт-тфила, собственно дом молитвы. Однако, в наше время так можно сказать о любой синагоге.
Кроме этого, при некоторых синагогах располагаются так называемые "центры софрута", мерказ-га-софрут. Это заведения, где пишутся новые Свитки Торы, мезузы, тфилины, Свитки Эстер на праздник Пурим. Также здесь реставрируются и ремонтируются старые, весьма обветшавшие свитки. Кроме того, прихожане регулярно сдают свои мезузы и тфилины в центр софрута на проверку. Занимаются всеми этими видами работ специалисты, называемые сойферами. Традиция переписывания свитков Торы (правильнее сказать, написания нового свитка по эталонному) восходит ещё к временам Храма, когда представители отдалённых от Иерусалима общин просили работавших при Храме переписчиков Писания создавать для этих общин копии Святых текстов.
Синагога в г. Хуст, Закарпатская обл. Фото Е.Шнайдера
В связи со всем вышесказанным, в синагогах находится большое количество книг религиозной направленности: Тора, Пророки, Писания, Мишна, Гмара, комментарии множества великих мудрецов, современные труды по данной тематике. Каждый прихожанин синагоги, впрочем, как и любой её посетитель, может спокойно воспользоваться этой литературой. Выносить книги из синагоги запрещается, поскольку они для того и находятся в доме собрания, чтобы ими пользовался тот, кто приходит.
Также принято проводить в синагогах различные общественные и личные праздники: Ханука, Пурим, обряды пидьён-а-бен - выкуп первенца, вступления в Союз Авраама брит-мила (он же обрезание), бат-мицва и бар-мицва - совершеннолетие девочек и мальчиков по еврейскому закону, соответственно.
Кроме этого, территория синагоги может стать площадкой для заседания еврейского религиозного суда, при том не только местного значения.
В былые времена зачастую синагоги создавались по профессиональному признаку. Были синагоги сапожников, портных, ткачей, кожевенников. Также бейт-кнессеты организовывали по территориальному и субэтническому признаку. Такие синагоги активно существуют и в наше время.
На самом деле, какая угодно группа желающих евреев может организовать свою синагогу и вести в ней молитвы по разработанному внутри общины молитвеннику. У синагог есть совет организаторов, которые путём голосования выбирают председателя своей общины и габая, старосту синагоги. Раввин - также должность избираемая. Если он не нравится прихожанам, они могут его отстранить или уволить. Также обычно у общин существует свой попечительский совет, который собирает средства на функционирование синагог и других общинных заведений. Это группа попечителей также выделяет деньги на помощь социально необеспеченным членам общины. Кроме того, часто имеются отдельные службы, которые занимаются проведением шабатних трапез и поселением гостей на Шабат к членам общины.
Синагога - это важнейшая составляющая не только религиозной общинной жизни, но и общественной еврейской жизни в целом. При синагоге функционируют множество учебных и воспитательных заведений, а также производственные предприятия, цель которых и заключается в обеспечении полноценной жизни как общины в целом, так и каждого её члена в частности. Учитывая настолько широкую вовлечённость данного института во все сферы жизни, можно с уверенностью сказать, что каждый еврей, даже не будучи знакомым с подробностями религиозного служения, может найти для себя не просто что-то интересное в синагоге, но и в буквальном смысле ощутить, что здесь находится определённая часть его внутреннего естества.