Издавна в еврейском мире существовал спор: каков человеческий идеал, постоянно заниматься Торой или сочетать занятия изучением божественной мудрости с мирскими профессиями, зарабатывая на жизнь? Об этом написано многое и в Талмуде, и в последующей раввинской литературе. Однако есть еще одна опция, истоки которой коренятся в древности из соглашения двух колен Израилевых.
Как говорит традиция, два колена еврейского народа, Иссахар и Звулун, заключили между собой договор, который предусматривал следующее: один будет весь день учить Тору, а другой заниматься торговлей и зарабатывать деньги, поддерживать первого брата. И заслуга изучения Торы братом будет распространяться и на поддерживающего его.
Мидраш Раба говорит, что Звулун был занят своими торговыми делами и содержал Иссахара, который учил Тору, и когда Всевышний благословлял колена Израиля, Звулун получил благословение перед Иссахаром. Рабейну Бехайе объясняет, почему Звулун упоминается перед Иссахаром – из-за того, что, благодаря ему, у того есть возможность без забот о пропитании учить Тору. Поэтому Звулун достоин наследовать часть грядущего мира своего брата.
По распределению Святой Земли между коленами, Звулун получил участок по берегу моря. Комментатор Раши добавляет, что благодаря этому занятие торговлей Звулуном было удачно из-за того, что прибывавшие корабли привозили в порты различные товары – и заработанные деньги давали возможность прожить и самим, и прокормить колено Иссахара, представители которого занимались изучением Торы.
И всех устраивала такая ситуация.
Раши пишет дальше, что «Рад Звулун своему уходу, Иссахар своим шатрам». Звулун рад своему уходу – из этого мира, Иссахар в своих шатрах – потому что он сидит и учит Тору благодаря Звулуну.
«Рад Звулун своему уходу…» – он выходит в дорогу за заработком с веселым сердцем, т.к. уверен в успешном завершении всех своих торговых дел, ведь Иссахар сидит в шатрах и учит Тору также ради него – и эта заслуга служит защитой и ему, из-того, что Звулун дает пропитание Иссахару – так говорит средневековый комментарий «Кли Якар».
Последующая галахическая литература также подчеркивает важность изучения Торы, а для тех, кто не умеет учиться, или из-за занятости делами, предписывает материально поддержать тех, кто учит – и это будет засчитано ему, как будто учил он сам.
Более того! Мудрецы даже подчеркивают преимущество «Звулуна» (т.е. тех, кто поддерживает Тору) перед теми, кто ее учит. Объясняется это тем, что Тору необходимо учить ради нее самой («ли-шма»), а ведь существует опасность ошибиться во время постоянной учебы. А вот у тех, кто поддерживает изучающих Тору, такой опасности нет. Еврейские мудрецы не сразу могут достигнуть уровня «ли-шма» в изучении Торы, а вот у поддерживающих ее изучение сразу есть такое вознаграждение.
В Мишне, в трактате Пиркей Авот (1:2) сказано: «На трех вещах стоит мир: на Торе, на служении и на добрых делах». Тот, кто материально поддерживает изучающих Тору, удостаивается всех этих трех вещей, как написано в Гемаре в трактате Менахот (110-а): «… тот, кто материально поддерживает трудящихся над Торой, реализует Тору, служение и занят добродеянием».
Мудрецы также замечают, что еврейский народ делится на два типа: «баалей эсек» (люди, основное занятие которых — работа в материальном мире) и «йошвей огель» (досл.: «сидящие в шатрах», люди, занимающиеся, в основном, Торой). Для совершенствования мира необходимы они оба: «баалей эсек» привносят в мир свет святости своими делами в этом материальном мире, а «йошвей огель» – «сидящие в шатрах» отдающиеся полностью изучению Торы и служению Всевышнему.
И необходимо понимать, что одни не могут существовать без других, только лишь в симбиозе друг с другом они могут реализовывать план Творца.
Все вышесказанное, безусловно, не означает, что бизнесмен, оправдывая свое незанятие Торой, может откупиться деньгами. В каждом Иссахаре есть некая часть Звулуна. Учишь Тору сам – чудесно, но помоги хоть немного товарищу. И в любом Звулуне есть хоть на чуточку и Иссахар – поэтому даже самому занятому бизнесмену следует посвятить хоть какое-то время изучению Торы.