Скоро заканчивается Тишрей и наступает месяц Хешван. Если в Тишрее нет недостатка в праздниках, то в Хешване их нет вообще. Согласно легенде, именно в месяце Хешван начался «мабуль» – всемирный потоп, поэтому месяц имеет еще название мархешван (дословно: горький хешван).
Кроме того, этот месяц «примечателен» и тем, что существует традиция так называемого поста «БаГаБ».
Время поста «БаГаБ» – это три дня, каждый первый и второй понедельник, а также первый четверг месяца Хешван. Название его состоит из букв еврейского алфавита, где буква «бет» (по гематрии – числовому значению – это число два) обозначает второй день недели (то есть понедельник, так как неделя начинается с «йом-ришон» – первого дня, то есть с воскресенья); а буква «гей» – пятая буква алфавита указывает на пятый день недели, то есть четверг. Эти дни посвящены посту и покаянным молитвам.
Почему в эти дни держат пост и молятся специальные молитвы?
По одному из мнений, причина в том, что как раз прошла череда праздников, когда устраивают обильное застолье, могли нечаянно быть легкомысленными, а тут и недалеко до настоящего греха. Поэтому и постятся, и молятся, чтобы Всевышний искупил возможные грехи, которые могли быть совершены в праздники. Мудрецы приводят, при этом, слова из Писания: «Служите Богу в радости и ликуйте в трепете» – там, где ликование, там должен быть и трепет перед Всевышним.
Источник подобного объяснения – в библейской книге Иова, где сказано, что, когда заканчивались дни праздничного пира, праведник Иов совершал всесожжение по числу всех домочадцев из сомнения, что может быть, они согрешили (см.: Иов 1:5).
Пост «БаГаБ» «отмечается» не только после радостного Суккота, но и весной после недели Песаха. Но после Шавуот, который празднуется один день (в диаспоре, напомним, два), считается, что можно не опасаться легкомысленного веселья, и поэтому после него нет поста.
Так как не подобает поститься без особой необходимости в месяцы, когда много праздников и радости (как Тишрей и Нисан, например), то эти посты откладываются на Хешван и Ияр.
Иные же мудрецы настаивают на мнении, что постятся в эти дни по иной причине – просят Всевышнего о дожде, чтобы было благословение полям. В месяце Хешван выпадает «йоре» – ранний дождь, который орошает пробивающиеся из семян всходы. В условиях климата Эрец-Исраэль, дожди – это основной источник воды для полей, и как сказано в Торе, в этом Земля Израиля отличается от Египта, где поля питала река Нил. А после Песаха, в месяце Ияр постятся о богатом и обильном урожае.
Как и в любые посты, в дни поста «БаГаБ» молятся дольше и усерднее обычного, с должной «каваной» (сосредоточенно) и произносят покаянные молитвы «Слихот», составленные специально для этих дней.
Почему для поста были выбраны именно понедельник и четверг? Потому, что, по традиции именно в эти дни недели читают отрывки из свитка Торы – это постановление Эзры. И еще эти дни предназначены для поста в память о разрушении Храма и изгнании еврейского народа из Эрец-Исраэль.
Кроме того, считается, что Всевышний в эти дни более благосклонен к нашим молитвам. Выбор этих дней обусловлен памятью о событиях, произошедших на заре еврейской истории. Согласно мидрашам, Моше Рабейну поднялся на гору Синай получить вторые скрижали в четверг, в первый день месяца Элул, а спустился к народу через сорок дней – в понедельник, в праздник Йом-Кипур. С тех пор, понедельник и четверг отмечаются как дни, в которые Всевышний принял раскаяние евреев о грехе золотого тельца и показал свою великую любовь, наделив его величайшим даром – Торой, в виде вторых скрижалей. Таким образом, понедельник и четверг – память о днях Божественного милосердия.