В еврейском законе (Галахе) существует запрет на кремацию. Почему?
Начнем с того, что в Галахе прямо говорится о том, что мертвые должны быть погребены в земле. Также добавляется, что на еврейском кладбище нельзя хоронить кремированные останки, а в отношении человека, преданного кремации, нельзя соблюдать ряд традиционных законов траура. Хотя Кадиш по такому человеку читать можно, так же, как и давать деньги на благотворительность в память о его душе.
Непосредственную ответственность за проведение похорон несут родственники покойного. Несмотря на то, что по еврейскому закону дети умершего должны сделать все, чтобы выполнить последнюю волю их родителя, если тот просит его кремировать или похоронить не по еврейскому обычаю, то дети все равно должны похоронить его с соблюдением еврейских традиций. Это объясняется тем, что человеческая душа, на самом деле, понимает важность правильного еврейского погребения, что является истинным желанием человека. Нельзя также никоим образом повреждать тело матери или отца, даже если попросили, потому что тело человека ему не принадлежит – оно является собственностью Б-га.
Следует помнить, что еврейский закон предусматривает ответственность человека только за свои поступки, которые он сделал по доброй воле и сознательно. Если же, в частности, человека кремировали не по его воле, то за эти действия человек не несет ответственности. Известно, что после Катастрофы находились такие евреи, кто специально приезжал в бывшие лагеря смерти и собирал пепел из крематориев, чтобы потом захоронить его на еврейских кладбищах по еврейской традиции.
Человек также не может нести ответственность за несоблюдение заповеди, если он вырос и воспитан в нерелигиозной среде, и он далек от знаний еврейской традиции. Поэтому, если такой человек завещал себя кремировать по причине нехватки или отсутствия знаний для совершения осознанного выбора, то не считается, что он нарушил закон.
Из текста Торы мы понимаем, что душу человек приобретает свыше: "Он вдохнул в него дыхание жизни", а после выполнения своей миссии на земле душа возвращается к своему источнику. Совсем другая ситуация с человеческим телом, которое, как сказано в Торе, было взято из земли: "Г-сподь Б-г создал человека из праха земного", поэтому в итоге оно туда и должно вернуться. Так же говорит Б-г Адаму: "Прах ты, и в прах возвратишься".
В книге Дварим сказано: "Ты должен похоронить его в тот же день", а Иерусалимский Талмуд разъясняет это так, что тело должно быть захоронено полностью, а не после кремации или его повреждения другим способом. Тело в процессе кремирования практически полностью разрушается, а значит, его захоронить нельзя, тем самым нарушается указание Торы.
Еврейский закон гласит, что человеческое тело принадлежит Творцу, а человек берет его лишь в долг. При этом человек обязан оберегать данное ему тело, и у него нет никакого права повреждать его любым способом. Человек должен вернуть тело Б-гу в целостности, как и получил его. Не стоит забывать и о том, что человек был создан "по образу и подобию Б-га", поэтому повреждая тело, человек наносит ущерб и Всевышнему.
Из этого общего принципа мы выводим, что человеку запрещено всякое членовредительство, а также нанесение татуировок. Человек должен следить за своим телом, оберегать его, поддерживать гигиену и т.д. Это также касается и тела после смерти. Вот почему, в частности, вскрытие трупа недопустимо по еврейскому закону.
Человеческое тело должно оберегаться вплоть до самого захоронения, поэтому считается идеальным, если похороны проходят в день смерти. Забота об усопшем исконно ложилась на самых уважаемых членов общины, которые должны были гарантировать надлежащий уровень соблюдения традиции. Мудрецы отмечали, что тому, кто способствует подобающему захоронению еврейского трупа, полагается большая награда. Более того, если нет никого, кто бы мог помочь в надлежащем захоронении, эту функцию должен взять на себя Первосвященник, которому в обычное время не разрешается быть на похоронах даже своего ближайшего родственника.
Отсюда следует, что кремация тела полностью противоречит нашей правовой и моральной ответственности за это тело перед его единственным Владельцем.
При более глубоком погружении в данную проблему, тело рассматривается с точки зрения орудия души для совершения добрых дел, своеобразного храма души. Поэтому тело наделяется непреходящей ценностью и святостью. Объект, способствующий выполнению заповеди, по еврейскому закону, удостаивается особого уважения – в частности, его нельзя просто так выбросить. Так, бумага со словами торы, нити цицит или кожаные ремни тфилин должны быть захоронены с подобающим уважением. Что ж уже говорить про человеческое тело? Как сказано в Талмуде: "даже нечестивцы среди евреев полны заповедей"!
Если в некоторых системах верований тело причисляют к некоторым «инструментам» (самим по себе не имеющим ценности), которое после прохождения трудностей приближает человека к раю, то в еврействе совершенствование тела и мира является одной из основных целей. Душа, которую получает человек, придает святость и смысл всему, в том числе и его телу.
Еврейская вера основывается на двух главных принципах – вере в приход Машиаха, с которым евреи и другие народы получат избавление, а также вере в воскрешение мертвых, которые ожидают возврата всех душ в свои тела. Рамбам относит эти два постулата к тринадцати принципам еврейской веры.
Когда настанет эпоха Машиаха, в мире наступит полная гармония: на земле прекратятся все войны, а евреи со всех уголков мира вернуться в Землю Обетованную, где будет отстроен Святой Храм. Данный период станет апофеозом Б-жественного замысла. У нас, наконец, появится возможность воочию наблюдать святость и значимость всего сущего, а наши тела смогут постичь Всевышнего. Именно вера в это помогала пережить нашему народу все его 2000-летнее изгнание, погромы, ссылки и преследования.
Однако кремация представляет собой отрицание концепции воскрешения – ведь суть кремации основывается на понимании того, что после ухода души из тела плоть перестает играть свою роль и полностью теряет свою значимость.
Как говорят мудрецы Торы, отрицающие воскрешение не заслуживают того, чтобы снова вернуться в свои тела. Из этого можно сделать вывод, что те, кто выбрал кремацию, также будут отнесены к этой когорте. Это, конечно, не относится к случаям, когда кремация произошла не по воле умершего. Все шесть миллионов евреев, погибших в Холокосте, были захоронены ненадлежащим способом, а большинство из них были кремированы. Они, как святые мучники, будут в числе первых, кто воскреснет во времена Машиаха.
Кроме того, существует ряд дополнительных ограничений.
Тора запрещает евреям следовать пути неевреев. Кремация относится к языческим ритуалам, а значит, нарушает запрет Торы.
Согласно каббалистическим учениям, душа не сразу покидает умершего, потому что это было бы слишком тяжело для души. Душе нужно некоторое время, чтобы «свыкнуться» со своей новой обителью, а постепенное разложение тела дает ей эту возможность, тогда как кремация причиняет боль душе.
Несмотря на множество трагических и тяжелых времен, через которые пришлось пройти еврейскому народу за всю свою историю, евреи считали наивысшим приоритетом проведение традиционных еврейских похорон. Это отмечал и известный римский историк Тацит, живший в I в н.э. Он заметил, что на фоне массовых кремаций, проводимых нееврейскими согражданами, евреи всегда старались хоронить своих умерших с достоинством. А сейчас известным фактом является то, что израильская армия, рискуя жизнями, возвращает тела погибших товарищей из вражеского лагеря, чтобы подобающе похоронить их на земле Израиля.
Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов относительно кремации:
- она нарушает закон Торы о захоронении мертвых;
- свидетельствует об отказе признания высшего Б-жественного "права собственности" на все творения;
- намерено причиняет порчу того, что было получено человеком во временное пользование и должно быть возвращено Творцу в целостности;
- отрицает идею "Б-жественного образа" человека;
- отрицает еврейскую веру в воскрешение мертвых и, соответственно, тело не окажется среди еврейского народа в эпоху Машиаха;
- нарушает запрет Торы идти по пути язычников;
- декларирует потерю значимости тела без наличия в ней души после смерти;
- не признает еврейскую историю, в течение которой наши предки прилагали невероятные усилия, чтобы должным образом похоронить представителей нашего народа;
- в корне меняет естественное отделение души, а также процесс ее адаптации к новому статусу.
Будем надеяться, что скоро настанет тот день, когда данный вопрос потеряет актуальность, и в эпоху Машиаха смерти больше не будет.
По материалам р. Нафтали Силберберга, ru.chabad.org