Как и во всех культурах, у евреев также со временем появились многочисленные суеверия. Недавно мы публиковали статью об отношении иудаизма к суевериям, а сейчас рассмотрим несколько самых любопытных «еврейских» ритуалов.
1. Плюнуть три раза
Будь то буквально или фигурально (говоря "тьфу, тьфу, тьфу"), плевок три раза (мистическое число) является классическим ответом на что-то исключительно плохое или хорошее. На протяжении веков евреи совершали этот ритуал в ответ на увиденное или услышанное (что-то ужасное), в качестве профилактической меры, пытаясь предотвратить свершение или повторение такой ситуации.
По иронии судьбы, мы выполняем такое же действие в ответ и на что-то прекрасное, например, хорошие новости или рождение красивого и здорового ребенка, с целью отогнать сглаз. Плевок долгое время считался мощным защитником от магии и демонов. Древние и средневековые врачи, включая Маймонида, описывали положительные качества слюны и плевка.
Однако это популярное еврейское суеверие вполне могло возникнуть из христианской Библии, в которой упоминается чудесная сила плевка Иисуса. "И привели к нему глухого, у которого было затруднение в речи... И он отвел его в сторону от народа, вложил пальцы свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть, "откройся". И тотчас открылись уши его, и развязалась нить языка его, и заговорил он ясно" (от Марка 7:32-35).
В другой ссылке Иисус плюнул в грязь и сделал “глину”, положил ее в глаза слепому, который впоследствии мог видеть (Иоанна 9:1-7). Поскольку плевок в конечном счете рассматривался как грубая и грязная практика, он был заменен более утонченным ритуалом простого произнесения "тьфу, тьфу, тьфу"
2. Жевать нить
Популярная бабушкина майса о жевании нити всякий раз, когда вы носите одежду, которую кто-то активно шьет - например, прикрепление пуговки или ремонт шва. Эта практика может относиться к фразе не нужно зашивать мозги (или здравый смысл). Другое объяснение заключается в том, что погребальные саваны шьются вокруг останков умерших. Активное жевание в то время, как другой пришивает одежду, является ясным признаком того, что человек вполне жив и еще не является кандидатом на могилу.
3. Дергать ухо при чихании
Особенно распространенная среди евреев из Галиции и Литвы, эта практика породила жаркие споры. Стоит ли тянуть одно ухо или оба? Вверх или вниз? Причина этого обычая неясна. Первоначально этот обряд выполнялся, если чихание произошло в момент разговора о том, кто был мертв. Тем не менее, дергание за уши уже давно распространяется на все чихания, и обычно сопровождается произношением фразы на идиш, которая означает за долгие, счастливые года.
4. Чих на правду
Мидраш утверждает, что чих сообщал о надвигающейся смерти: "Рассказывают, что во времена до Иакова, человек в конце жизни чихал и мгновенно умирал." Некоторые древние народы верили, что "маленький взрыв в голове" обеспечивал приближение вечности.
Вместо объяснения простого раздражения носовых протоков, чихание считалось серьезным предзнаменованием. Действительно, это может быть основной причиной развития обычая говорить "долгой жизни" и "будь здоров" тому, кто чихнул.
Традиционное убеждение, что, когда человек чихает во время разговора, все, что только что было сказано, произойдет, основано на концепции "чихания, когда кто-то сказал правду". Хотя это не так надежно, как прямое пророчество, говорят, что это указывает на то, что события, которые являются рациональными и правдоподобными, действительно произойдут, или что событие, которое уже произошло, действительно случилось так, как его только что описали.
5. Закрытие книг, которые были оставлены открытыми
Закрытие молитвенников, Библий и талмудических трактатов является обычной практикой в синагогах и учебных залах. Объяснение, по-видимому, связано со средневековым страхом перед злой силой дьяволов и демонов, которые могли взять "святое знание" и как-то использовать его в своих гнусных целях.
6. Размещение соли в карманах и углах комнаты
Демоны и подобные им существа, как было известно, жили в новых домах и вызывали такой хаос, что специальным людям платили, чтобы они жили в этих домах до прибытия их предполагаемых обитателей. Поскольку соль, как правило, считалась обладающей превосходными силами против злых духов, ее часто помещали в углах комнаты, где прятались эти существа. То же самое относится и к новой одежде, где могли спрятаться маленькие гоблины и эльфы. Поместив небольшое количество соли в карманы, владелец одежды надеялся отогнать этих существ и помешать их злым замыслам.
7. Ношение металлической булавки на одежде при отправке в путешествие
В некоторых общинах булавка прикрепляется в невидимом месте, под воротником рубашки или на рукаве, перед началом путешествия. Металл считался мощным защитным веществом. Согласно Элеазару из Вормса, металлы были продуктом цивилизации и, таким образом, могли успешно атаковать и отражать атаки злых духов из менее цивилизованных миров.
Защитную силу металла также подтверждает библейское обсуждение чумы, в котором Бог утверждает, что вся вода, хранящаяся “в сосудах из дерева и камня” (Исх. 7:19) превратится в кровь. В соответствии с этим, металлические сосуды не упоминаются, поскольку они должны были защитить воду от изменения. Другое объяснение заключается в том, что металл символизирует удачу, так как “Барзель” (железо на иврите) является аббревиатурой имен четырех праматерей евреев (Билга, Рахель, Зилпа и Лея), которые могли предотвратить любые опасности, грозящие их потомству.
Источник: myjewishlearning.com
Перевод Анастасии Яценюк