Что оставляет живую, яркую память об эпохе? О том, как люди жили, работали, радовались, отдыхали, любили и ненавидели? Конечно же, театр и кино! Пожалуй, трудно найти лучших актеров, чем еврейские актеры. Евреи – очень артистичный народ, наверное, потому, что в них говорит голос веков. Во все времена евреи очень хорошо приспосабливались к жизни и к любым происходящим в ней переменам. И это не могло не повлиять на их способность волшебно перевоплощаться.
Начнем с великолепной Сары Бернар. Биография этой яркой, эпатажной и иногда даже скандальной актрисы окутана туманами и тайнами. Она родилась 22 октября 1844 года во Франции в Париже. Матерью Сары была Юдит Харт – голландская еврейка. Что касается отца, то достоверных сведений о родителе актрисы нет. У матери не было времени на воспитание Сары, и она жила в основном с нянями. Позже девочку отдают в школу мадам Фрессард. В школе Сара проводит два года и впервые видит театр. Она даже участвует в школьных постановках. Однажды во время спектакля в зрительном зале появляется мама Юдит и с Сарой случается нервный приступ, в результате которого юная актриса забыла свою роль. С той поры “страх сцены” будет преследовать Сару до самого последнего её дня.
Позже Сара воспитывалась в пансионе при монастыре Гран-Шан. Впоследствии актриса будет вспоминать, что ей так понравилось там, что она захотела стать монахиней. Но неугомонный характер девушки спровоцировал грандиозный скандал, и ей пришлось уйти из монастыря. Сару отправили учиться в консерваторию. Девушка успешно училась: на ежегодном конкурсе Сара получила две премии – вторую премию за трагическую роль и первую – за комическую. Красивый голос, невероятная пластичность и незаурядная внешность – начинающая актриса привлекла внимание профессионалов и ей начали предлагать разовые роли в самом престижном театре Франции “Комеди Франсез”. В 1862 году Сара успешно дебютировала там же в роли Ифигении, но чуть позже со скандалом уволилась из труппы театра.
А на другой день актриса пришла в театр “Жимназ” и была принята в труппу. Это был посредственный, ничем не примечательный период ее карьеры – скучные трудовые будни. Размеренная и тихая жизнь угнетала. Спектакли не самые лучшие, публики не много. Никто не восхищался Сарой и перспективы были самые не радужные. Неугомонная натура требовала авантюрных поступков и даже скандала. И вот однажды, в самый разгар театрального сезона, Сара исчезла из Парижа. Её искали с полицией. Оказалось, что она уехала в Испанию, отдыхала на море и ела мандарины. Скандал получился громким.
Барышня невозмутимо вернулась в Париж и… поступила в труппу “Одеона”. Так случилось, что именно этот театр стал тем местом, откуда начался путь к славе “Блистательной Сары Бернар”. В своих воспоминаниях Сара пишет, что именно на сцене “Одеона” она впервые испытала восторг от игры на сцене. И на этой сцене её впервые и по-настоящему заметила публика. У актрисы появляются первые поклонники, особенно в студенческой среде. Ей приписывают славу основоположницы нарождающегося романтического направления в театре. Соблазненная гигантскими гонорарами Сара плюет на контракт с “Одеоном” и возвращается в “Комеди Франсез”. И опять сенсации и скандальные репортажи: она купила себе пантеру, она дает интервью лежа в гробу, она летает на воздушном шаре… При этом Сара убеждает публику в том, что она не хотела никого удивлять и шокировать. Просто так получилось.
В 1893 году актриса окончательно разругалась с дирекцией “Комеди Франсез” и купила себе свой собственный театр “Ренессанс”. А пять лет спустя она покупает театр на площади Шатле, который впоследствии называет “Театром Сары Бернар”. Его она не покидает до самой своей смерти. Она умерла 26 марта 1923 года. Однажды писатель Октав Мирбо поинтересовался у актрисы, как долго она собирается освещать свою жизнь пламенем любви и получил четкий ответ: “До того, как перестану дышать”.
Подчас бывает такое, что актер не сыграл ни одной главной роли, но обрел всенародную любовь и популярность. Так было с Леонидом Сергеевичем Броневым. Он родился в Киеве в семье Соломона Иосифовича Броневого (настоящая фамилия – Факторович) и Беллы Львовны Ландау. Его отец происходил из семьи одесского кондитера. Соломон Иосифович работал в ГПУ, позже – в НКВД. В 1936 году его арестовали. По сути, события, происходившие в жизни отца, во многом предопределили судьбу Леонида. Сам актер вспоминает: “Понимаете, каждый маленький ребенок, чьи родители попадали в тюрьму на много лет, страдал затем всю жизнь. Если его не убивали, то ссылали. Затем существовал негласный закон - запрет на профессию. Я не мог стать ни дипломатом, ни журналистом (даже не международным, а обыкновенным!), ни военным, ни инженером, связанным с военной техникой. Никем! Для меня был открыт только театральный вуз, и то если он находился не в Москве и не в Ленинграде. Я когда-то даже назвал себя артистом поневоле. Вынужден был им стать”. Более того, к самой профессии актера он относится без пиетета, считает ее женской.
Однако, в 1950 году Броневой окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. В 1953-м Леонид поехал в Москву и поступил на третий курс Школы-студии МХАТ (курс А. М. Карева), которую окончил в 1955 году. По окончании Школы-студии работал в Грозненском драматическом театре. В 1958 году Леонид Сергеевич Броневой получил приглашение Ф. Гурского, директора Воронежского государственного драматического театра и перебрался в Воронеж. Там он проработал более четырёх лет. После смерти жены в 1961 году он перебирается в Москву, остановившись у семьи покойной супруги. В 1962 году его приняли в театр на Малой Бронной, в котором он прослужил до 1988-го. С 1988 года играл в Московском театре “Ленком”. С 1964 года Леонид Броневой начал сниматься в кино. Всенародную славу принес ему телесериал Татьяны Лиозновой “Семнадцать мгновений весны”, в котором он предстал в роли Мюллера. Многие его роли в кино разошлись на цитаты. Популярным персонажем Броневого стал Доктор из художественного фильма “Формула любви”. Таким же любимым в народе стал артист эстрады Велюров, которого сыграл Броневой в картине “Покровские ворота”. Запомнился Броневой и ролью Герцога в фильме “Тот самый Мюнхгаузен”. Броневой – единственный актер, который получил орден “За заслуги перед Отечеством”, не сыграв ни одной главной роли.
Королевой эпизода была и Фаина Георгиевна Раневская – урождённая Фанни Гиршевна Фельдман. Родилась в 1896 году в Таганроге в состоятельной семье купца первой гильдии Гирша Хаимовича Фельдмана и Милки Рафаиловны Заговайловой. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла. Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга). В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой. Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге. Непокорная Фанни осталась в России, покорять сцену.
Ни в одну известную театральную школу Фаину не приняли — говорили, что нет способностей. Но девушка не сдалась, сама оплачивала частные уроки, перебиваясь с хлеба на воду, устраивалась в провинциальные театры — в массовку. Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась “на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом”. Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе.
Интересной оказалась история появления псевдонима актрисы. Как-то, прогуливаясь с неким “опытным трагиком” из театра Лавровской на гору Митридат, Фаина заглянула в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Когда она выходила из банка, порыв ветра вырвал деньги из ее рук. Фаина сказала: “Денег жаль, зато как красиво они улетают!” “Да ведь Вы Раневская!” — воскликнул спутник, — Только она могла так сказать!”. Когда актрисе позже пришлось выбирать псевдоним, она решила взять фамилию чеховской героини. Впоследствии Раневская говорила: “У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё...” Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных.
Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Почти четверть века Фаина Георгиевна играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж (“Странная миссис Сэвидж”) и Люси Купер (“Дальше — тишина”). Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме “Иван Грозный”, однако её не утвердили высшие органы.
Несмотря на небольшие, а порой и вовсе эпизодические роли, созданные ею образы зрители и режиссёры заприметили сразу. Актриса стала известной уже после своей первой кинороли — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма “Пышка” (1934). Однако в кино она играла не так часто, как в театре, поясняя: “Деньги съедены, а позор остался”. На киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей — она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии “Подкидыш” (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии “Весна” (1947) и злой мачехой в классической сказке “Золушка” (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит “домомучительница” Фрекен Бок в мультфильме “Карлсон вернулся” (1970). В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: “Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите — умерла от отвращения”. Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88-м году жизни, а (по другим источникам — 20 июля). Семьи у неё не было. Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс по имени Мальчик — подобранная на улице дворняжка. Похоронена актриса на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой.
Одна из красивейших актрис советской театральной сцены и кинематографа Элина Авраамовна Быстрицкая появилась на свет в Киеве в семье медицинских работников. Отец – Быстрицкий Авраам Петрович, врач-инфекционист. Мать – Быстрицкая Эсфирь Исааковна, работала в больнице поваром. У нее есть младшая сестра – Быстрицкая Софья Авраамовна, живёт за рубежом. Семья Элины жила на Украине. Во время войны семья эвакуировалась в Астрахань, где Элина училась на курсах медсестёр, работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале в Донецке санитаркой. После войны, закончив Нежинскую акушерско-фельдшерскую школу (ныне Нежинский медицинский колледж), поняла, что медиком быть не может.
В 1948 году поступила на актёрский факультет в Киевский институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого) на курс Л. А. Олейника, который окончила в 1953 году. В 1953-1956 годах – актриса Вильнюсского русского драматического театра, в 1956-1958 – Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. Сыграла в спектаклях: 1953 – “Таня” А. Н. Арбузова – Таня; 1953 – “Порт-Артур” И. Ф. Попова и А. Н. Степанова – Варя; 1954 – “Годы странствий” А. Н. Арбузова – Ольга; “Повесть о настоящем человеке” по Б. Н. Полевому – Клавдия; “Аленький цветочек” по С. Т. Аксакову – Алёнушка. С 1958 года служит в труппе Малого театра (Москва). Первой ролью в театре была роль леди Уиндермиер в спектакле “Веер леди Уиндермиер” О. Уайльда (1959).
В кино начала сниматься с 1950 года. Дебютной стала роль Лены Алексеенко в фильме “В мирные дни”. А первую известность и признание актриса получила после воплощения образа Елизаветы Максимовны в картине “Неоконченная повесть” (1955). Благодаря блестяще сыгранной роли в “Неоконченной повести” Быстрицкую включили в состав советской делегации, посетившей Францию. Именно находясь в Париже она узнала, что режиссер Сергей Герасимов ищет исполнителей для картины “Тихий Дон”. Она тут же всё бросила и досрочно вернулась в СССР – ей очень хотелось попасть в этот фильм. Она сама позвонила Герасимову и попросила о встрече. Окончательно она была утверждена на роль Аксиньи самим автором романа “Тихий Дон” Михаилом Шолоховым. Ради этой роли Элине пришлось набрать вес (как она рассказывала, благодаря ежедневному поеданию огромного количества сметаны), кроме того, огрубить свои руки – чтобы они стали похожи на руки женщины, которая постоянно тяжело работает на хуторе (она стирала, готовила, носила тяжести и т.д.). Как вспоминала сама актриса, не было жертв, на которые бы она не пошла ради роли Аксиньи. Фильм был принят зрителями с огромным успехом. Все исполнители главных ролей стали поистине звездами советского экрана.
Впоследствии актриса сыграла роли в ряде других фильмов, имевших успех, – Лёли (“Добровольцы”, 1958), Мария-Пандора (Барбары) Монтези (“Русский сувенир”, 1960), Ксении Румянцевой (“Всё остаётся людям”, 1963), Юлии Филипповны Сусловой (“Дачники”, 1966) и других. После замужества в конце 60-х перестала сниматься в кино. Вернулась на экран только после развода с мужем. Сыграла несколько ролей в картинах начала 1990-х, а затем и начала 2000-х. С 1978 года занималась педагогической деятельностью в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина (профессор), преподавала на кафедре актёрского мастерства в ГИТИСе имени А. В. Луначарского (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).
Александр Анатольевич Ширвиндт родился в Москве 19 июля 1934 года в семье скрипача, музыкального педагога Анатолия Густавовича (Теодора Гедальевича) Ширвиндта и редактора Московской филармонии Раисы Самойловны Ширвиндт (урождённой Кобыливкер). Мать в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену. Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского. Детство Александра прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке у Никитских ворот. Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 вместе с детьми самых высокопоставленных родителей. Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение – школу бальных танцев при Доме ученых. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов.
Уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре. В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой). С первых же дней своего пребывания в театральном училище Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии “Мосфильм”. Дебют в кино состоялся в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича “Она вас любит”. В том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола. Дебютировал на сцене театра в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского “Первая Конная”. Но основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году: Тригорин в “Чайке” А.П. Чехова, Людовик в “Мольере” М. А. Булгакова, Гудериан в “Каждому свое” С. Алешина, Феликс в “104 страницах про любовь” и кинорежиссер Нечаев в “Снимается кино” Э. Радзинского. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А. А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей.
В 1968 году вслед за Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях “Счастливые дни несчастливого человека” А. Арбузова, “Ромео и Джульетта” и др. В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали Михаил Державин и Андрей Миронов. В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра. Первой ролью Александра Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше (1970).
С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль “Проснись и пой!” по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: “Нам – 50” (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и “Концерт для театра с оркестром” (1982), а также спектакли по собственным сценариям: “Молчи, грусть, молчи...” (1985). Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей.
Александр Ширвиндт много снимался в кино. Первым успехом можно считать фильм “Приходите завтра” Евгения Ташкова, в котором он играл лже-Станиславского. Затем были многочисленные работы в других фильмах: Председатель шахматного клуба в “Двенадцати стульев”, “Спасите утопающего” (1967), “Еще раз про любовь” (1968), “Крах” (1968), “Какая у вас улыбка” (1974), “Небесные ласточки” (1976), “Инкогнито из Петербурга” (1977), “Мнимый больной” (1980). Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт – Андрей Миронов – Михаил Державин в искрометной комедии “Трое в лодке, не считая собаки” (1979). Принесла славу Ширвиндту и роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром”. Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимался преподавательской деятельностью. С 1958 года преподавал в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года – профессор). Среди его выпускников: Андрей Миронов, Алла Демидова, Наталья Гундарева, Светлана Рябова, Александр Пороховщиков, Леонид Трушкин, Леонид Ярмольник и многие другие актеры.
Андрей Александрович Миронов (фамилия при рождении – Менакер) родился 7 марта 1941 года, в родильном доме имени Грауэрмана, в семье известных эстрадных артистов Александра Семёновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой. Брат (по отцу) – балетмейстер Кирилл Александрович Ласкари (1936-2009).Уже через несколько месяцев после рождения Андрея грянула война. Театр миниатюр эвакуировали в Ташкент. Там он серьезно заболел. Врачи подозревали у него тропическую дизентерию. В 1948 году Андрей Менакер пошёл в первый класс 170-й мужской школы г. Москвы.
Уже в школьные годы стало очевидно, что ребенок одарен актерским талантом. В седьмом классе Миронов дебютировал на школьной сцене. Андрей сыграл роль фон Краузе в спектакле “Русские люди” по Константину Симонову. В девятом классе он записался в школьную театральную студию, а позже в студию при Центральном детском театре. Летом 1958 года Андрей Миронов окончил школу и поступил в Училище имени Бориса Щукина при Театре им. Вахтангова.
В июне 1962 года Андрей закончил Щукинское училище с красным дипломом и был принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал 25 лет. Первая роль на этой сцене – роль Гарика в спектакле “24 часа в сутки” О. Стукалова в постановке А. Крюкова. В этом же году Миронову поступает предложение сняться в кинокомедии “Три плюс два”.
С 1963 года Миронов всё больше и больше занят в спектаклях театра, гастролирует с труппой в Горьком, Саратове, Кисловодске. 12 мая 1966 года в свет выходит новая картина с участием Миронова – “Берегись автомобиля”, собравшая множество призов на иностранных кинофестивалях.
13 мая 1967 года – день премьеры спектакля “Интервенция” Л. Славина, на фестивале “Московская театральная весна-67” Миронову была присуждена третья премия за роль Селестена в этом спектакле. 18 августа состоялась премьера спектакля “Доходное место” по пьесе А. Островского, где Миронов играл роль Жадова. Постановка стала заметным театральным событием и подняла актуальные вопросы – герой старался “жить не по лжи”, но терпел крах.
4 апреля 1969 года состоялась премьера спектакля “Безумный день, или Женитьба Фигаро”, собравшего аншлаг. 28 апреля 1969 произошла широкая премьера фильма “Бриллиантовая рука”, привлёкшего рекордное число зрителей – 76 миллионов 700 тысяч человек.
В октябре того же года Миронов снимался в телеспектакле режиссёра Л. Хейфеца “Рудин”. За роль Рудина он получил исключительно положительные отзывы. В июне 1970 года Миронов снимался у М. Микаэлян в роли Аларина в телеспектакле “Впотьмах” по А. Куприну. На фестивале “Московская театральная весна-70” он был награждён дипломом и второй премией за роль Вишневского в спектакле “У времени в плену”.
В 1974 году, 18 марта, на широкий экран выходит картина “Невероятные приключения итальянцев в России”. 29 апреля прошла премьера телеспектакля “Безумный день, или Женитьба Фигаро”. 16 октября Андрею Миронову присуждается звание заслуженный артист РСФСР.
В 1976 году были гастроли в Польше и участие в Международном театральном фестивале в Варшаве. 10 декабря состоялась премьера спектакля “Горе от ума” с Мироновым в роли Чацкого.
В октябре 1979 года по итогам фестиваля “Московская театральная весна-79” Миронову была присуждена вторая премия за роль Лёни Шиндина в спектакле “Мы, нижеподписавшиеся”.
Актер был серьезно болен. Первые признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов. Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошел первое кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи поставили внезапный диагноз – менингит.
Играя 14 августа 1987 года на сцене Рижского оперного театра в спектакле “Женитьба Фигаро”, Андрей Александрович потерял сознание. Его доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы Гайльэзерс, где диагностировали обширное кровоизлияние в мозг. В течение двух дней проводились мероприятия по поддержке дыхания и сердцебиения под косвенным руководством прославленного нейрохирурга Эдуарда Канделя. Несмотря на это, актёр скончался 16 августа в 5:35 утра в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга). Андрея Миронова похоронили 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище в Москве.
Много талантливых еврейских актеров есть и в Голливуде. Эдриан Броуди – самый юный обладатель премии Американской киноакадемии и единственный в стране лауреат французского “Сезара” за лучшую роль в “Пианисте”. Актер появился на свет 14 апреля 1973 года в неблагополучном районе Нью-Йорка Куинсе. Эдриан – единственный сын преподавателя истории Элиота Броуди, еврея с польскими корнями, и фотокорреспондента Сильвии Плачи, дочери венгерского аристократа и еврейки чешского происхождения. Эдриан с малых лет привык к камере, часто оказываясь в объективе матери, которая любила делать фото сына. Он был как будто создан для того, чтобы изображать голодающих художников – удлиненный нос, худощавая фигура, печальные умные глаза. Обладая творческим характером и живым воображением, в 12 лет Эдриан нашел способ подработать, выступая перед детьми и демонстрируя им фокусы.
С 1986 года Эдриан начал появляться в рекламе, сериалах, дебютировал также на сцене театра. Первой значимой ролью звезды был образ мальчика-сироты в телефильме “Наконец-то дома” (1988), которого он исполнил глубоко и искренне. В 1989-м Броуди сыграл в “Нью-йоркских историях” у Вуди Аллена в новелле о еврейской семье “Эдипов комплекс”. Он заслужил похвалу кинокритиков, появившись в реалистической мелодраме “Царь горы” (1993), снятой Стивеном Содербергом. Следует отметить как важную ступень в творчестве актера его игру в “Тонкой красной линии” (1998), снятой Терренсом Маликом по книге Джеймса Джонса. Он покорил зрителей и критиков своим видением представленного образа капрала. Знаменитая картина Романа Полански “Пианист” (2002), в которой Эдриан блестяще воплотил образ Владислава Шпильмана, еврея, музыканта, выжившего в оккупированной нацистами Варшаве, считают переломным в судьбе Броуди. Актер оказался в эпицентре всеобщего признания и восхищения. На кинофестивале в Каннах фильм получил “Золотую пальмовую ветвь” и овации присутствующих, которые длились 18 минут. Кроме этого, “Пианист” завоевал три “Оскара” в разных категориях. При подготовке к съемкам Броуди чувствовал большую ответственность перед памятью о погибших во время Холокоста членах семьи отца. Он изучил редкий диалект польской бабушки, ее драгоценные воспоминания о тех временах. С целью вжиться в образ и хотя бы в малой степени осознать боль и отчаяние польских евреев, Эдриан отказался от автомобиля, квартиры, учился играть Шопена, бросил свою подругу Монит Мазур и похудел на 14 килограммов. После признания его таланта и вручения кинопремии, Броуди стал участвовать в наиболее престижных и денежных проектах. Среди работ оскароносной звезды был “Поющий детектив”. Можно отметить роль знаменитого иллюзиониста Гарри Гудини в одноименном телефильме.
Вряд ли кому из женщин незнакома Кэрри Брэдшоу – героиня Сары Джессики Паркер. Сара – дочь педагога Барбары и журналиста Стивена Паркер из штата Огайо. Сара унаследовала типично еврейскую внешность – пошла в отца. Родители заметили, что девочка явно обладает незаурядными актерскими способностями. Мать поощряла занятия балетом и записала Сару в детскую школу искусств. Поэтому 11-летней малышке удалось получить роль в бродвейском спектакле “Невинные”. Для того, чтобы девочка выходила на сцену, семья пошла на жертвы: они переехали в Нью-Джерси. Следующей работой Паркер были прославленные “Звуки музыки”.
Уже будучи взрослой, Сара мелькнет в нескольких телешоу, а в большом кино зрители заметят ее немного позже. Боевик с Брюсом Уиллисом “На расстоянии удара”, роль ведьмы в фэнтезийном детском фильме “Фокус-покус”, “Эд Вуд” вышли почти в одно время – 1993-1994-е годы. Это были уже зрелые интересные работы актрисы. Но еще больше баллов исполнительнице добавят “Марс атакует” Тима Бёртона и комедия “Клуб первых жен”, в которой она снимется вместе с легендами кинематографа Дайан Китон, Голди Хоун и чем-то похожей на саму Сару Бетт Мидлер. А в 1998-м году на полнометражных фильмах Саре Джессике Паркер, биография которой теперь была накрепко связана с культовым сериалом, пришлось поставить временный крест. Ведь “Секс в большом городе” завладел умами американцев на целых 6 лет, а квартет главных героинь шоу стали звездами первой величины. Феномен канала “НВО”, незатейливый рассказ о любовных похождениях жительниц “Большого Яблока”, стал обожаемым зрелищем всей женской половины населения, каждая женщина находила в нем что-то для себя. Сериал заработал 8 “Золотых глобусов”, половину из них завоевала Сара Джессика.
Шон Пенн. Хулиган и бунтарь Шон родился в семье еврея с литовско-русскими корнями и католички с итальяно-ирландской кровью. Детство будущего актера проходило в Санта-Монике, где он дружил с мальчиками, которые тоже стали знаменитыми – это Чарли Шин, Роб Лоу и Эмилио Эстевес. Актерство не сразу увлекло Шона, он просто в детстве о нем и не помышлял. Но еще в школе Шон попал в труппу лос-анджелесского театра и заболел сценой.
Впрочем, в театре было не сладко. Начинающему актеру чаще доверяли техническую работу, а не роли. Он оставался верен сцене. А кроме этого со своими друзьями по школе снял несколько короткометражек. И после школы вместо того, чтобы поступать в колледж, отправился с театром в 2-летнее турне. Долго Шона Пенна не хотели признавать в актерской среде, что его очень сильно смущало, но не заставляло свернуть с пути. Именно поэтому в 1980 году Шон вместе с друзьями отправился в Нью-Йорк в поисках главных ролей. Однако тут он попал в кино, а не в театр.
Во время походов по прослушивания Пенн попался на глаза кинопродюсеру и через год ему предложили небольшую роль в драме “Отбой”, где так же снимались Том Круз и Тимоти Хаттон. Это и было начало большого пути. Затем начинающего, но способного актера пригласили на главную роль вечно нетрезвого серфингиста в комедии “Быстрые перемены в Риджмонт Хай”. Шон с первой большой работой справился успешно, тут же получил известность. Уже никто не сомневался в таланте молодого актера после выхода криминальной драмы “Плохие парни” Рика Розенталя. Шон Пенн сыграл асоциального и жестокого героя и на игре актера был вытянут весь фильм. Тогда критики сравнили Шона с Робертом Де Ниро. После того, как актер сыграл в криминальной драме “Цвета” Денниса Хоппера, стало понятно, что Шон предпочитает сниматься в фильмах с острыми политическими и социальными проблемами. Признанной достойной “Оскара” оказалась работа Шона в драме “Таинственная река” Клинта Иствуда в 2003 году. Позже последовала пронзительная драма “21 грамм” Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Шон Пенн сыграл настолько великолепно, что весь фильм зрителя не покидает чувство безысходности. За работу актер получил приз Венецианского фестиваля. Кроме всего прочего Шон Пенн срежессировал пять картин, среди них фильм с множеством наград “Обещание” и скандальный “11 сентября”.
Наслаждаясь актерской игрой этих великих евреев, понимаешь, что это как раз тот случай, когда каждый спектакль или фильм смотришь, затаив дыхание.
Материал подготовила Татьяна Аххо