Как в психологии, так и социологии давно уже спорят и дискутируют о том, что предопределяет личность человека и его развитие. Одни утверждают, что это генетические, а следовательно, наследуемые задатки и качества. Другие считают, что свойства и характеристики личности полностью зависят от окружающей среды. Другими словами: какие факторы решающим образом влияют на душевный склад человека, на его характер и поведение в социальном контексте. На этот счет существуют два научно-теоретических мнения и подхода: нативизм (образовано от латинского нативус - прирожденный, естественный) и бехевиоризм (образовано от латинского бехевиор - поведение). Нативисты исходят из того, что задатки и наклонности человека, его таланты и способности являются прирожденными, передаются ему генетически и влияют на всю последующую его жизнь. Окружающая социальная среда крайне незначительно влияет на развитие человека и формирование его характера. В соответствии с этой теорией плохая жизненная ситуация не может негативно повлиять на развитие человека. В обратном смысле это означает, что позитивное влияние так же мало ведет к положительному изменению человека.
Бехавиористы, напротив, твердо убеждены в том, что все зависит исключительно только от окружения. Прирожденные задатки человека играют крайне малую роль в развитии его личности. Все его таланты и все его способности формируются только окружающей средой. Логическим выводом из этого является принцип, провозглашающий возможность манипулировать каждым человеком. Направление его человеческого развития при этом зависит только от окружающей среды.
Решение проблемы, как и ожидалось, обнаружилось в ходе дебатов о влиянии задатков и мирового окружения (так они были определены в психологической литературе) на примере изучения однояйцовых близнецов.
Были проведены многочисленные исследования однояйцовых близнецов, детей, которые появились на свет с одинаковыми задатками, но которые по разным причинам жили раздельно друг от друга. При этом выявились удивительные факты. Многие из этих близнецов болели одними и теми же болезнями, многие выбрали одинаковые профессии и очень похожих супругов. Большинство близнецов, однако, развивались совершенно различно и имели крайне мало общего. С учетом этого начали предполагать, что истина лежит где-то посередине, а наследственность и окружающая среда одновременно, но самым разным способом влияют на развитие человека. Этот процесс развития называют интеракцией задатков и окружающей среды. Это означает, что наследственные задатки составляют потенциал, а окружение предопределяет сколь глубоко и полно этот потенциал будет развит.
Вероятно, однако, вопрос психологии значительно старше, чем мы, вообще, предполагаем. Еще в древности теологи и философы ставили перед собой вопрос, имеются ли в нашей жизни области предопределенной неизбежности (врожденные?) и где пролегают границы этих областей. И точно так же, как в психологии и в социологии, мнения философов по данному вопросу различны и полярно противоположны.
Некоторые религии и жизненные теории действительно утверждают, что все в нашей жизни предопределено Б-жественной инстанцией в то время, как у нас нет никакой власти над ходом событий. Другие придерживаются мнения, что наше жизненное развитие зависит только от нас самих и окружающей среды. Этого же мнения придерживаются многие современные философы, считающие, что из каждого представителя рода людского можно сделать отличного человека, поместив его в отличное общественное окружение, где он сможет соответственно развиваться и совершенствоваться.
Но какова, однако, еврейская точка зрения на этот вопрос? Что говорят нам наши мудрецы о том, сколь велика доля влияния нас самих и нашего окружения на наше развитие и в какой мере оно предопределено? Талмуд учит нас следующему: «Все в руках Неба, кроме Б-гобоязненности, кроме страха Б-жьего!»
Один из величайших комментаторов Торы Раши пишет: «Все приходит к человеку из рук Б-жьих. Будет ли он высоким или низким, умным или глупым, белым или черным и так далее - все лежит в руках Б-жьих. Однако, станет ли он праведником или грешником не предопределяется Небом, а является следствием меры его человеческой ответственности. Человеку дан выбор, и он самостоятельно должен выбрать страх Б-жий».
Возникает вопрос о том, когда человек получает эти качества и свойства. Происходит ли это на протяжении всей жизни, или - одноразово при рождении в виде задатков, с которыми он появляется на свет? В продолжении предыдущего отрывка из Талмуда наши мудрецы дают нам ответ на этот вопрос: «Ангел, опекающий беременность, берет каплю (мужского семени непосредственно перед зачатием), приносит ее пред лицо Вс-шнего и спрашивает: «Владыка Вселенной! Что получится из этих капель (какие гены и свойства должен я дать этой личности с тем, чтобы она жила в соответствии с судьбой, которую Ты для нее предначертал)? Будет ли этот человек сильным или слабым? Мудрецом или глупцом?» Одного он не спрашивает: будет ли эта личность злой или справедливой».
Из этих слов Талмуда наглядно видно, что иудаизм тяготеет к мнению нативистов: человек появляется на свет с определенными задатками, которые предопределяют всю его будущую жизнь. Но что это означает на практике? У человека вообще нет никакого выбора, он не является господином своей собственной судьбы и какое значение в этой связи придается страху Б-жьему?
Талмуд дает нам ответ и на этот вопрос. Человек, родившийся под знаком планеты Марс, будет стремиться к кровопролитию. В соответствии с этим он станет врачом, грабителем (способным убивать людей), Шойхетом (резником) или Моэлем (специалистом по проведению ритуального обрезания - Брит Милы). Это означает, что все, включая выбор профессии, предопределяется генами, и человек никак не может на это повлиять.
С другой стороны, сила и влияние генов не могут быть безграничными. В противном случае, как обществу обвинить грабителя и сделать его ответственным за его злодеяния? Он ведь следовал своим инстинктам, которые были даны ему свыше и которым он не мог противиться. Ответ и объяснение заключаются в содержании и во внутреннем смысле, приведенного выше изречении Талмуда: «Все в руках Неба, кроме Б-гобоязненности, кроме страха Б-жьего».
Соответственно этой формуле вполне вероятно и возможно, что человек придет в этот мир с внутренним стремлением к пролитию крови. Ему, однако, предоставлено неограниченное право выбора формы реализации этой наклонности. Он может и должен решить, станет ли он злодеем и убийцей, или будет честным и порядочным человеком, трудясь врачом, Шойхетом или Моелем. Право выбора полностью принадлежит ему, и никто не может лишить его этого права.
С другой стороны, самоопределение человека включает также осознанное решение человека поддаваться влиянию окружающей среды или противостоять ему. В «Изречениях отцов» в этой связи сказано, что следует остерегаться злого соседа и держаться от него подальше, ибо легко самому подвергнуться его негативному влиянию и опуститься на его ступень. С одной стороны, здесь подчеркивается огромное значение окружающей среды для формирования личности. С другой - человеку указывают на его полную автономию в вопросах взаимоотношений с окружением и с его влиянием.
Эта область хранимой Б-гом свободы человека является, с другой стороны, только развитием его моральной чувствительности и этического самосознания. И поэтому на этом пути можно косвенно повлиять на обстоятельства, предопределенные человеку Богом.
Если человек так меняется на пути своего этического совершенствования, что духовно он как бы рождается заново, то тем самым может быть переписана его судьба.
Талмуд приводит много примеров того, как людям удавалось отвести неотвратимую беду с помощью абсолютного бескорыстия и высоких моральных качеств. Такова, например, и история дочери Рабби Акивы. Ей было предсказано, что она умрет в день своей свадьбы. Однако, в день этого радостного и одновременно тревожного события невеста, пока гости наслаждались едой, напитками и танцами, заметила стоящего на улице бедного бездомного человека, который голодал и просил милостыню у проходящих мимо него людей. Она тут же покинула круг гостей и принесла бедняге праздничную еду. Как только она вернулась и села на свое место за столом, она неожиданно вынула из своих волос шпильку и, не глядя, воткнула ее в стенку, расположенную за ее спиной. И только лишь спустя некоторое время все заметили, что невеста убила своей шпилькой ядовитую змею, которая по предсказанию должна была умертвить своим укусом дочь Рабби Акивы в день ее свадьбы. Наши мудрецы говорят, что только милосердие и добродетель, которые она проявила по отношению к нищему, спасли ей жизнь. Развитие собственного самосознания позволяет человеку влиять, хотя и косвенно, но на все аспекты своей жизни.