Свет в глазах: поощрения детей - советы и правила - Ujew

Свет в глазах: поощрения детей - советы и правила

Свет в глазах: поощрения детей - советы и правила
Количество просмотров 677 Количество комментариев 0

То, чему уделяешь внимание в жизни – растет. Когда мы уделяем внимание хорошим качествам в человеке – их становится еще больше. Смещаем акцент в своей жизни на хорошее ­– стакан наполовину полон – жизнь меняется в лучшую сторону.

 

Для гармоничного развития детям важно, чтобы родители их поощряли и поддерживали – это укрепляет их веру в себя. Если поощрять грамотно – мы будем растить уверенного в себе человека, который не боится пробовать новое, принимать решение и действовать.

 

Поощрения бывают разные: словесные (хвалим), тактильные (берем на руки, гладим, обнимаем), подарки, дополнительное время (побыть вместе, поиграть), снимаем запреты (расширяем круг того, что можно делать).  Уделяем внимание и время ребенку разными способами.

 

Что важно помнить.

1. Хвалить искренне. Дети гораздо более чуткие, чем взрослые. Любую неискренность чувствуют, и она вызывает сомнение и тревогу: «Так ли я хорош, как говорит мама?».

 

2. Похвала должна быть направлена на действия и поступки ребенка, а не на его личность. Не просто «Ты молодец, отлично убрала комнату», а конкретно: «Комната теперь такая чистая, в нее приятно зайти. Все игрушки на своих местах». Не «Ты великий художник», а «Ты нарисовал детальную интересную картину». Безоценочно. Мы хвалим не за те качества, которые есть в ребенке от природы, а за то, что он делает. Если хвалить личность – это будет растить эго, но не добавит искреннего желания учиться, творить и делать что-то новое. Когда хвалим действия – объясняем, что получилось, почему и поощряем развиваться дальше.

 

3. Не оценивать, а рассказывать о своих чувствах. Точно также используем «Я-сообщения»: не «Ты красиво поешь», а «Твое исполнение тронуло меня». Это помогает ребенку правильно оценивать свои действия, самому делать выводы о своих способностях и возможностях. Не принижает. В любом «ты хороший» заложено «ты плохой». И ребенку хочется быть хорошим для родителей, но это не то, что делает его уверенным, самим собой. Ему важны безусловное принятие и любовь, а за оценочностью как раз стоит условность: люблю, потому что хороший, а не просто так. «Я болела за тебя на футбольном матче» для ребенка ценнее «ты отличный футболист».

 

4. Не стоит хвалить за простые вещи: сам оделся, сам сделал поделку, сам помыл посуду. Ребенок узнает свои возможности. Когда мы хвалим за простые бытовые вещи - принижаем его, делаем маленьким. Если он будет воспринимать сделанное как естественное, ему будет проще учиться и развиваться дальше.

 

5. Не превращать поощрения в бизнес: ты мне – я тебе. Обещание вначале мероприятия подарка на финише вырабатывает неправильную мотивацию. Буду есть кашу, чтобы получить в конце конфету, или буду убирать игрушки, чтобы потом посмотреть мультики. Каша и порядок – сами по себе нужны и ценны. Правильные вещи должны не зависеть от поощрений. Чистим зубы, чтобы они были здоровыми, но не чтобы пойти посмотреть мультик. Расставляем приоритеты с детства.

 

6. Нельзя поощрять из жалости. Если ребенок проиграл соревнования, не нужно давать утешительный приз. Лучше помочь пережить фрустрацию, побыть рядом, поддержать советом, объятиями, уверенностью в том, что он сможет победить в следующий раз, посоветовать, что нужно делать, чтобы выиграть, направить работать дальше.  И конечно дать понимание того, что участие в соревнованиях не менее важно и интересно, чем победа.

 

7. Быть благодарным за то, что есть. Подарки и поощрения – это не само собой разумеется. Они могут быть, а могут и не быть. И нам важно быть благодарными за то, что есть сейчас. Такое отношение к жизни передается личным примером.

 

Автор: Наталья Шульман

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.