В Шавуот в синагогах читается часть главы «Итро» из книги «Шмот», так как этот фрагмент непосредственно относится к главному событию дня — Дарованию Торы. Текст Десяти заповедей читается в рамках так называемого «верхнего мелодического ряда»
1. Я - БОГ ТВОЙ, — заповедь о вере в единого Бога, о признании Его, о стремлении познать Его.
Первое слово в 10_ти заповедях — אנכי, «Я» (в уважительной форме) пришло в иврит из египетского языка. (Мидраш, устное предание).
Нетрудно представить себе потрясение вышедших из Египта евреев, когда первое слово, услышанное ими от Б‑га, оказалось египетским. Служение Творцу — это, в первую очередь, готовность признать условность собственных стереотипов.
2. ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОЖЕСТВ, — запрет поклонения идолам.
Первый человек, Адам, был монотеистом. Поклонение идолам началось с того, что его потомки решили воздать почести творениям за добросовестное исполнение воли Творца. Трансформация подхода «Почтительность слуг — почет царю» привела к идолопоклонству. (Рабби Моше бен Маймон, РаМБаМ)
Ошибка заключалась в том, что достоинства людей, слуг царя, существуют вне зависимости от царской службы, а вот творения зависят от своего Творца целиком и полностью. Поклоняться же марионетке, по меньшей мере, глупо. Глупость в мировоззрении и приводит к преступлениям на практике. (Любавичский ребе)
3. НЕ ВОЗНОСИ ИМЯ МОЕ ВСУЕ, — запрет ложной или бессмысленной клятвы именем Б‑га.
Слово «попусту» имеет два значения: «бессмысленно» и «ложно». Бессмысленна клятва в очевидном — например, в том, что на небе есть Солнце. Ложна — клятва о лжи. (Вавилонский Талмуд).
4. ПОМНИ И ОБЕРЕГАЙ ДЕНЬ ШАБАТА
Две причины соблюдения субботы: «Ибо шесть дней творил Б‑г небо и землю (…) а в день седьмой — не совершал этого» и «Рабом был ты в стране Египетской, и вывел тебя Б‑г, Всесильный твой, оттуда». В память об освобождении от рабства еврей раз в неделю забывает о круговерти будней. В отличие от раба, лишенного выходных и вынужденного пребывать в рутине постоянно, свободный человек может позволить себе вознестись над рутиной. В память о сотворении мира еврей не просто отказывается от созидания и благоустройства мира вокруг себя. В субботу он наполняет свою жизнь силою духа: устраивает праздничную трапезу, встречая и провожая шабат с бокалом вина в руках, посвящает время общению с Б‑гом во время молитвы, изучает Тору размышляет о собственной жизни. Этим он уподобляется Творцу: «В день седьмой [Б‑г] не совершал этого», но совершал Он другое — наполнял мир духом.
5. ЛЮБИ И УВАЖАЙ ОТЦА И МАТЬ
Тора оглашает награду за исполнение этой заповеди — долголетие.
Еврейский закон предписывает проявлять уважение и любовь к родителям вне зависимости от их человеческих качеств. Творец предписывает уважать и любить тех, благодаря кому ты пришел в этот мир.
Какими бы они ни были, ты существуешь благодаря им. Обязанность эта — не перед людьми, а перед Б‑гом
6. НЕ УБИВАЙ
Не по своей воле ты создан, не по своей воле родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле будешь стоять перед судом и давать отчет Царю всех царствующих. (Мишна)
Лишь Творец, давший жизнь всему живому, имеет право лишить кого-либо жизни. При всем уважении к нам, людям, мы не можем не признавать, что узость нашего кругозора не позволяет оценить важность существования человека во вселенском масштабе.
7. НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ
Когда говорят «прелюбодеяние», имеют в виду половую связь постороннего мужчины с замужней женщиной. (Рабби Шломо Ицхаки, РаШИ)
Ивритское слово ניאוף («прелюбодеяние»), которое в данном случае означает супружескую измену и соблазнение чужой жены, Филон Александрийский переводит как «отвратительный и ненавистный для Всевышнего противозаконный поступок». Супружескому союзу закон Торы придает святость, сравнимую со святостью человеческой жизни. Как измена мужу, так и соблазнение или насилие над чужой женой, наказываются смертной казнью. (Комментарий Сончино)
8. НЕ КРАДИ, — запрет кражи людей и продажи их в рабство
Почему кража поставлена в один ряд с такими суровыми грехами, как убийство и прелюбодеяние? Потому что речь идет не о краже имущества, а о краже человека с целью продажи в рабство. (Вавилонский Талмуд)
Уникальность человека и его принципиальное отличие от всего живого — свобода воли. Благодаря этому человек может изменять себя и служить Творцу не по природной данности, а по собственному решению. Продающий человека в рабство, практически, лишает его свободы выбора и ощутимо лишает его существование смысла.
9. НЕ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВУЙ
Заповеди были высечены на двух скрижалях, по пяти на каждой. Первые пять устанавливают взаимоотношения человека с Творцом, последние — с творениями. (Рабби Моше бен Нахман, РаМБаН).
Закон Торы строжайшим образом запрещает не только произносить ложное свидетельство, но и распускать порочащие человека слухи, а также распространять даже правдивую информацию, если она выставляет другого в невыгодном свете. Делать это запрещено как по отношению к одному еврею, так и ко всему народу или группе людей. (Комментарий Сончино).
10. НЕ ЖЕЛАЙ И НЕ СТРЕМИСЬ ОВЛАДЕТЬ ТЕМ, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ДРУГОМУ
Нет запрета жить красиво и богато. Нет греха в желании достичь того, чего достиг кто-то другой. Запрещено позволять себе желать чужое так, чтобы быть готовым обладать им несмотря ни на что.
Прочитав последние заповеди в обратном порядке, мы увидим путь грешника: сначала он начинает желать принадлежащее другому, потом, лжесвидетельствуя, пытается овладеть этим «законно»; если это не удается, крадет; далее — занимается прелюбодеянием; а когда его ловят — убивает. (Раввин Шимшон Рефаэль Гирш).