Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Смерть как начало
Психология

Смерть как начало

U-jew
23 августа 2017, 11:00

В главе «Хайей Сара» описана жизнь Сары, жены Авраама. Однако уже во второй фразе сообщается: «И умерла Сара в (местности) Кирьят Арба, она же - (город) Хеврон в Земле Кенаан; и пришел Авраам (из города Беэр Шева) скорбеть о Саре и оплакивать ее».

Тора сразу вводит нас в круг новых понятий. Речь идет о нашем мире и о Мире Будущем.

 

Почему, когда человек умирает, продолжают говорить о его жизни?

Потому что мир, куда попадает человеческая душа (на иврите - олам а-ба) - мир вечности, мир духовности, мир Истины. Именно там слово «жизнь» обретает по-настоящему достойное звучание.

 

Но неужели наш мир - ничто, лишь «ожидание в очереди», чтобы отправиться в истинный мир?

Наша глава содержит ответ на этот вопрос. Суть жизни человека в нашем мире - это путь, способ и, скажем так, - метод перехода человека в другой мир, а также заряд, импульс, который он оставляет в нашем мире.

Мы не имеем в виду обстоятельства и время смерти. Они не зависят от человека. Нередко, как кажется, смерть вообще наступает внезапно.

Так ли это на самом деле?

 

Конечно же, только Вс-шний определяет каждому из нас срок земной жизни. Тем не менее, о «внезапности» смерти могут говорить лишь те, кто имеет поверхностное представление о жизненной сути. Если человек - в пределах данного ему разумения, ощущений и возможностей - знает о существовании иного мира, читает об этом, изучает этот вопрос, его душа всегда готова к переходу и понимает, зачем она идет в тот мир, Кто и что (в общем и целом, не конкретно) ее там ожидает...

 

Вернемся к началу текста нашей главы.

Тора пишет о жизненном сроке Сары - «сто лет, и двадцать лет, и семь лет». То есть - сто двадцать семь. Почему это число записано таким «странным» способом?

 

Сто - это одна сотня, высшая духовная надстройка над пониманием числа один. А эта цифра говорит нам, что существует только Всевышний, Он Один, и - никого, кроме Него.

Сара понимала, принимала и ощущала это на высочайшем уровне.

 

Двадцать - это две десятки. Число два содержит идею о Творении Вс-шнего. Вс-шний - Один, но в момент, когда Он сотворил мир, появилась идея, выраженная сутью числа два. Поэтому Тора начинается с буквы бет, числовое значение которой равно двум.

Число двадцать заключает в себе одухотворенность идеи Творения. Это одухотворенный взгляд на мир, когда человек, глядя на камни, реки, деревья, людей, звезды, воспринимает все это как Творение Всевышнего, каждый элемент которого содержит духовный потенциал.

 

Остается число семь. И оно несет в себе информацию о цели. Мир создавался в течение шести дней - чтобы наступил седьмой день: шаббат. Суббота - цель рабочей недели. Мы работаем, чтобы иметь материальную возможность отрешиться от материальных забот и наслаждаться (именно - наслаждаться) духовностью особого субботнего дня, его возвышенным наполнением. На том уровне, разумеется, на котором нам это доступно.

Наш мир будет существовать шесть тысяч лет ради того, чтобы наступило седьмое тысячелетие, когда материальные ограничения, шоры материализма опадут как осенняя листва. И Истина станет ОЧЕВИДНОЙ.

 

 

Способность Сары принять и ощутить Его на высочайшем уровне (сто), осознать, что мир - Творение Вс-шнего (двадцать) и кропотливо и неустанно трудиться в стремлении к высшей цели - реализации Воли Вс-шнего (насколько это возможно) на земле (семь) - вот годы жизни Сары, вся ее жизнь.

 

Откуда известно, как Сара представляла себе другой мир?

Тора сообщает, что она умерла в местности Кирьят Арба, в городе Хеврон. То есть уход ее души сущностно был связан с этим местом. Что это означает?

 

Мидраш (Устная Тора) сообщает, что в Кирьят Арбе находилась могила Адама и Хавы. Эти земли должны были стать местом захоронения трех отцов и трех матерей еврейского народа. Трех пар. Всего, считая Адама и Хаву, речь идет о четырех парах. Именно это и выражено в ивритском названии Кирьят Арба (на иврите арба - четыре).

 

Но Тора в той же фразе подчеркивает (хотя мы уже знаем об этом), что это место находится на Земле Кенаан. То есть, земля эта принадлежит пока кенаанцам. А это значит, что захоронить евреев в этих местах можно было только по указанию (с разрешения) хозяев. Но Авраам знает, что Сару нужно похоронить именно здесь, более того, в определенной пещере - Махпела. И Тора непривычно подробно рассказывает, как и с какой настойчивостью Авраам вел переговоры с владельцем поля, на котором располагалась Махпела. Владелец сразу же предложил Аврааму взять поле в подарок. Но Авраам вел переговоры, чтобы купить это место.

 

Почему он не принял подарок? Потому что знал, что приобретение объекта приложением усилий (в данном случае уплатой денег) устанавливает более тесную связь с ним. Образно говоря, человек, отдавая, отрывая что-то от себя, создает внутри себя как бы пустое пространство, и приобретенный объект «входит» в него, становится интегральной частью его личности.

 

Авраам просил, настаивал на том, чтобы участок ему продали, и был готов заплатить в пределах общепринятых цен любую сумму. Тора сообщает цену: 400 весомых, «свободно конвертируемых» шекелей. А если Тора дает цифровую информацию, стало быть, в ней обязательно есть некий подтекст.

 

Повторим, что все буквы еврейского алфавита имеют числовые значения. Цифра 400 - числовое значение последней в алфавите буквы - тав. Устная Тора обращает внимание на графическое изображение этой буквы - как русская «П», но с выставленной вперед «ножкой». И эта «ножка» указывает в будущее, определяя смысл буквы тав (о будущем говорит и число 400).

Последняя буква алфавита указывает в будущее, то есть сообщает нам, что «ничего не кончается». Надо ли говорить, что слово «смерть» (на иврите - мавет) оканчивается на букву тав...

 

Во второй фразе нашей главы есть и еще один нюанс. Напомним текст: «...в (местности) Кирьят Арба, она же - (город) Хеврон...». У этой местности два названия, и Тора считает нужным привести оба.

 

Мы уже знаем, что название Кирьят Арба говорит о том, что здесь должны были захоронить четыре пары. Нам известно также, что суть человеческой жизни раскрывается в том, как он переходит в другой мир. Жизнь Сары - «перейти» в то место, где будут покоиться четыре пары. Одна - прародители человечества, три - прародители еврейского народа. Включая в текст слово «хеврон», Тора сообщает о жизни Сары дополнительную информацию.

 

Слово «хеврон» восходит к корню, состоящему из букв - «хет», «бет», «реш». Из тех же букв образуются слова «хавер», «хибур» и т.д. Все они близки по смыслу и означают - объединение. То есть, получается, что Кирьят Арба - место объединения четырех пар. Этого хотела Сара. Она готовилась к тому, чтобы в другом мире стать звеном, объединяющим первого человека - дело рук Творца мира - Адама (и Хаву) с прародителями еврейского народа.

 

Этого хотел и Авраам. Он был готов отдать любую мыслимую сумму. Как символ воплощения жизненной цели.

 

Автор: Элиягу Эссас 

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Откуда приходят страхи
Существует ли Творец? «Чайник Рассела» и рациональный подход
Представление о себе
Психология по Торе, часть 1. Насколько мы нормальны?
Еврейский долг