После того, как мы разобрали всю сложность процесса выбора, происходящего между борющимися силами в нас, мы начнем разбирать структуру души и силы, действующие в ней. Учение Кабалы еще с древних времен указывает на десять сил, составляющих основу мира. И то, что человек был сотворен «по образу и подобию», означает (лишь одно из объяснений), что есть соответствие между устройством мироздания, человеком и силами в его душе. В книге Иова сказано: из плоти моей узрю я Б-га. Это означает, что даже физический уровень существования человека – его тело, соответствует строению высших миров. И смотря на себя, изучая и раскрывая силы в собственной душе, мы можем понять и устройство мира (это соответствие верно и в обратную сторону – через мир можно познать себя).
Так, например, говорится, что ангелы признали величие Адама после того, как он дал имена всем животным. Что же так поразило ангелов в этом действии? Дело в том, что есть комментарий, что животные, когда были сотворены из земли, возникли каждый в месте своего обитания. Так белые медведи появились на северном полюсе, кенгуру в Австралии и т.д. Из какой же земли был сотворен Адам? Земля для сотворения Адама была взята со всего света. Посмотрим аллегорическую составляющую этого мидраша – это означает, что в Адаме была сила и качества всех животных. И для того, чтобы назвать их имена, он всматривался... вглубь себя. Он находил ту силу, то качество, соответствующее данному зверю в себе и давал ему определение (а дать определение означает раскрыть вещь, проявить ее в этом мире, до «названия» она как бы не существует). Так что же поразило ангелов? То, что в человеке есть все эти силы одновременно!
Одно из названий ангелов на иврите это «хайот» – животные. Потому что подобно животным ангелы сотворены только с одной силой, одним «направлением». Так, например, Михаэль – это ангел «хесед», милосердия, и тогда он является проявлением только милосердия, только хесед, а Гавриэль – это проявление силы «гвура», строгости, и он только строгость. Именно поэтому ангелы, как и животные, и не могут изменяться, для них практически исключено развитие. Животное можно выдрессировать, но оно не поменяет свою природу. Именно поэтому животные находятся вне категорий добра и зла, они такие, какие есть, какими были сотворены. Человек же может изменяться, развиваться и именно потому, что он является совокупностью всех сил, явленных в природе. Подобно Всевышнему (и это еще одно объяснение понятия «по образу и подобию»), человек является «носителем противоречий», в нем борются и уживаются все разнообразные силы, действующие в мире.
Итак, начнем эти силы рассматривать. Сначала приведем здесь все десять сил, так, как они называются в еврейской традиции.
|
Кетер (корона) |
|
Бина (понимание) |
|
Хохма (мудрость) |
|
(Даат) (знание) |
|
Гвура (мужество, суд) |
|
Хесед (милосердие) |
|
Тиферет (красота, гармония) |
|
hод (великолепие) |
|
Нецах (вечность) |
|
Йесод (основа) |
|
|
Малхут (царство) |
|
Вы можете заметить, что здесь отражены не десять, а одиннадцать сил. Дело в том, что есть два вида отражения «сфирот» - если считается кетер, то не считается даат и наоборот. Объяснение этого не входит в данную тему и будет, с Б-жьей помощью, рассмотрено в другом месте. В дальнейшем мы будем подробно рассматривать каждую из этих сил, сейчас же приведем общие принципы. Есть несколько видов делений этих сил, для большего упорядочивания и понимания.
Первое деление – это деление на три линии – правую, левую и среднюю. В общем, правая линия – это всегда линия распространения, влияния, левая, наоборот, линия ограничения и сокрытия, и средняя линия – это линия равновесия, гармонизирующая две противоположные стороны.
Второе деление – это деление на два уровня – разум и чувства. Первые три – хохма, бина и даат относятся к интеллектуальным силам в человеке, а следующие семь к эмоциональным. Эти же семь, в свою очередь, делятся на первые три – хесед, гвура и тиферет, которые относятся к ощущаемо эмоциональной сфере и последующие четыре, относящиеся к более природным и телесно - ориентированным качествам.
В следующей статье мы приведем пример, где будет продемонстрировано применение этого разделения, а также начнем разбор действия и влияния каждой из этих сил.