Во время войны в Газе мы видели впечатляющую демонстрацию солидарности израильского народа с его солдатами. Израильтяне любым способом пытались помочь своей армии. Солдаты и офицеры получали посылки с разными лакомствами и воодушевляющие письма. Средства массовой информации поддерживали воюющие подразделения. Раненых навещали в госпиталях многочисленные посетители. Было бескорыстно сдано неожиданно большое количество донорской крови. Исключительный и необычный знак единства и солидарности. Люди, которые вынуждены были бежать из опасных районов, были гостеприимно приняты семьями, которых они до сей поры вообще не знали. Эта готовность помогать была неописуемым актом Кидуш Га-Шем - освящения имени Б-га. Акт доказал, что мы, вопреки нашим различиями, народ, состоящий из связанных друг с другом и всегда готовых друг за друга постоять людей.
Но как можем проявить свою связь с народом Израиля мы, живущие в отдаленных и относительно безопасных странах? Чем и как можем мы облегчить жизнь наших сестер и братьев? Хорошо, мы можем поддержать их экономически. Этим занимаются многочисленные благотворительные организации. Мы же, к сожалению, не можем ни посещать раненых, ни сдавать для них кровь. И вряд ли мы в состоянии приютить у себя семьи, бегущие от палестинских ракет. Существует лишь одно средство, которое помогает независимо от места и времени. И средство это - молитва.
Наши мудрецы учат, что всякая война ведется как на материальном, так и на духовном уровнях. Материальный мир соответствует духовным реальностям. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Тора рассказывает в этом смысле о том, как на еврейский народ сразу после Исхода из Египта напал его злейший враг - народ Амалека. Заметим, что духовный вождь еврейского народа Моше не принял непосредственного участия в столкновении, а стоял в стороне с высоко поднятыми к небу руками. Пока Моше держал свои руки воздетыми к небу, побеждал еврейский народ. Но как только он от усталости опускал их, побеждать начинал враг. Один из комментариев поясняет, что поднятые руки Моше символизировали молитву, и таким образом еврейский народ, благодаря силе молитвы, побеждал противника. Моше встретил врага на более высоком духовном уровне, и успех его душевных устремлений был отражен в телесной реальности. Можно возразить, предположив, что подобной силой обладают лишь молитвы таких выдающихся личностей, как Моисей. А чего могут добиться своими молитвами простые, обыкновенные люди? Мидраш рассказывает, что, когда во времена Храма еврейский народ вступал в войну, каждому солдату сопутствовали два помощника: один, который нес его снаряжение и другой, задача которого состояла в том, чтобы молиться за воина. Ступень духовности этих людей находилась, естественно, не на уровне Моисея.
В Талмуде в трактате Маккот говорится о том, что если кто-то случайно и непреднамеренно убил человека, он должен был бежать в специально выделенные для этого «города изгнания», где он и должен был находиться до дня смерти правящего первосвященника. Если последний умирал через неделю пребывания изгнанника в городе, тот мог незамедлительно вернуться к себе домой. Но если первосвященник жил еще шестьдесят лет, то и наказанный человек оставался весь этот срок в изгнании.
Талмуд рассказывает далее о том, что мать одного из первосвященников регулярно привозила изгнанникам пакеты с едой, для того, чтобы они не молились о смерти ее сына - первосвященника. Вышеизложенное трудно понять. Почти невозможно себе представить, что мать первосвященника совершала длительные и утомительные путешествия для того, чтобы привезти по корзине продуктов каждому из преступников во всех городах изгнания с одной лишь только целью: просить их не молиться о преждевременной кончине ее сына.
Почему она должна была возложить на себя столь сложное и тяжелое задание? Чего она боялась? Неужели ее так пугали молитвы убийц в изгнании? На что они могли повлиять? В конце концов, ее сын был первосвященником - самым святым человеком на земле. Один из самых значительных учителей в области теории и практики еврейской этики Старец из Кельма отвечает на эти вопросы следующим образом. Убийцы знали, что их возвращение из изгнания зависит исключительно от смерти первосвященника. Но все здесь, как везде и всегда, зависит только от Б-га. Итак, если бы они стали молиться о преждевременной смерти первосвященника, они вложили бы в молитву все свои силы. Это могло бы способствовать тому, что Вс-шний наказал бы первосвященника за малейшую провинность. Молитва, исходящая изо всего сердца, даже если это сердце убийцы, имеет влияние, которое невозможно себе представить.
В этом заключается также ответ и на следующий вопрос: почему мать первосвященника считала, что случайный визит пожилой дамы и пара кексов домашнего изготовления удержат изгнанника от молитвы о возвращении на родину, о нормальной жизни в кругу своей семьи и в окружении своих друзей? Естественно, она очень хорошо знала, что изгнанник не обменяет свою свободу на корзину с едой. Но молитва действует лишь тогда, когда в нее вкладывают всю свою душу. С помощью своих подарков она достигала того, что интенсивность молитвы ослабевала. Для ослабления страстности его молитвы, способной повлиять на жизнь и смерть первосвященника, достаточно было даже незначительной нерешительности при мыслях о вежливой даме и вкусных лакомствах. Это указывает нам на невероятную силу молитвы, которую может произнести каждый из нас. Действительно, правильная и искренняя действительно молитва может решать вопросы жизни и смерти. Зная это, мы понимаем и осознаем, чем и как мы можем помочь нашим сестрам и братьям в Стране Благословенной: страстной, честной и искренней молитвой, идущей от всего сердца и от всей души.
Чтобы пойти в синагогу и обратиться к молитвеннику, мы не должны дожидаться очередного кризиса. Можно и нужно молиться о мире и благополучии людей в Израиле и во всем мире ежедневно. Хотя мы и рассеяны и разбросаны по всему белому свету, мы находимся рядом друг с другом, мы едины, мы чувствуем плечо друг друга и стоим один за всех и все за одного.