Продолжая путешествовать по штетлам Подолья, обязательно стоит заглянуть в единственный из них, где еврейская община и сегодня собирается в построенной более 200 лет назад синагоге. Речь идет о маленьком городке Бершадь, районном центре Винницкой области. Здесь сохранилось единственное в Украине здание старой глинобитной синагоги вместе с интерьером.
Бершадская синагога "а шилехл"
Мезуза в старом деревянном футляре
Евреи жили в местечке с 17 века. Община была уничтожена во время хмельниччины, о чем свидетельствует скопированная надпись с утраченной сегодня братской могилы: «Это место погребения убиенных бандитами в освящение Имени. И были они призваны к Вс-шнему в двадцать второй день месяца сивана 1648 г.»
К середине 18 века община возродилась, и в 1765 году в Бершади уже проживало 438 евреев.
Бима в синагоге
Потолок над бимой
Амуд
В 1838 году в Бершади числилось 10 гильдейских 10 купцов, из которых 6 были евреями. В 1847 году тут проживало 3370 евреев, занятых, в основном, в торговле и ремеслах. большинстве своём евреи были приписаны к мещанству и заняты мелкой торговлей. Из 175 местечковых ремесленников евреями были 163. Также евреи были владельцами или арендаторами большинства предприятий - сахарного завод, мельницы, кожевенной фабрики и других.
Местечко стало важным центром хасидизма, здесь жил и преподавал известный хасидский цадик р. Рафаель, ученик легендарного р. Пинхаса из Кореца. Он отличался очень большой скромностью и стремлением к правде, и после смерти р.Пинхаса большая часть его последователей примкнула к р. Рафаэлю. Возникло течение "бершадских" хасидов, просуществовавшее до конца 19 века. "Бершадские" хасиды отличались от других тем, что, по примеру своего цаддика, молились спокойно и тихо, без бурного выражения чувств, присущего в молитвах других хасидских течений, а их честность была предметом многочисленных шуток. Кроме всего прочего, р. Рафаель придавал очень большое значение заповеди ношения цицит. Благодаря этому многие бершадские евреи были заняты в производстве цицитов и талитов. Бершадские талиты считались кошерными по всем религиозным параметрам разных направлений иудаизма и пользовались большой популярностью в регионе. Вскоре местечко стало центром производства талитов и цицит в Украине.
Трактат из Вавилонского Талмуда в Бершадской синагоге, издан в 1882 г.
Печать на странице пинкаса в Бершади
По легенде, честность р. Рафаеля привела к его преждевременной смерти. Он должен был давать показания в суде по делу одного еврея, и точно знал, что еврей виновен. Р. Рафаель не хотел свидетельствовать против соплеменника, но и соврать он также не мог. Тогда он стал просить Вс-шнего о смерти, и умер утром перед началом судебного заседания...
В 18 веке в Бершади была построена роскошная Большая синагога, получившая название "Ди ойхе шул" ("Высокая школа", идиш). К середине 19 века она пришла в аварийное состояние, и р. Рафаель запретил проводить в ней богослужения. Кроме Большой синагоги, в местечке было 7 молитвенных домов и многочисленные клойзы. После смерти р. Рафаеля хасиды становились последователями различных направлений - здесь были клойзы ружинского, тальненского, савранского, брацлавского, сквирского и др. течений хасидизма. Тем не менее, когда в Бершадь приезжал кто-либо из известных цадиков, к нему сходились все евреи независимо от принадлежности к тому или иному хасидскому двору.
Большая синагога "Ди ойхе шул" (не сохранилась).
По состоянию на 1887 год 6 603 еврея составляли около 85% всего населения Бершади.
В 1917 г. после провозглашения Украинской народной республики в Бершади был организован отряд самообороны. Он активно участвовал в обороне местечка от польских войск, но в 1919 г. был разгромлен войсками Петлюры. Командир и 8 бойцов погибли, и отряд больше не восстанавливался. Всего за время Гражданской войны в ходе многочисленных погромов погибло около 150 евреев, многие бежали в другие города.
После установления Советской власти все общинные институты были ликвидированы, синагоги закрыты. В 1923 г. открылась школа с преподаванием на идиш, создан еврейский детский дом. В 1924 г. из 9371 жителей местечка 6979 были евреи.
Бывшее здание еврейской школы
Во время Второй мировой войны местечко вошло в румынскую зону оккупации Транснистрия. Было создано гетто, состоявшее из 337 домов на 12 улицах. Сюда было пригнано около 20 000 евреев из Румынии, Бессарабии, Буковины и Одесской области. Это было самое большое гетто на территории Транснистрии. Более половины его населения умерло от эпидемии тифа - к августу 1942 года из 25 000 жителей гетто осталось только 10 000.
Изначально гетто не было ограждено, хоть и выход из него запрещался под страхом смерти. В 1941-1942 гг. командиром румынской жандармерии был Георге Петреску, который разрешал украинцам приходить в гетто на рынок, к евреям относился хорошо и во время эпидемии организовал поставку в гетто средств для дезинфекции. Среди узников его называли не иначе как "Мошиах". Однако, в 1942 г. Петреску был уволен, гетто было обнесено колючей проволокой, начались периодические преследования и убийства. С весны 1943 г. положение евреев несколько улучшилось, когда в гетто стала поступать помощь от евреев Бухареста и открыли доступ для представителей Красного креста.
В районе Бершади действовал партизанский отряд под руководством уроженца местечка Якова Талеса, также в самом гетто была создана подпольная группа Иосифа Блиндера. Она была раскрыта гестаповцами, всех членов группы расстреляли. После этого немцами было убито еще 327 евреев из гетто. В момент освобождения советскими войсками в гетто находилось 9 200 евреев, в т.ч. 2 250 местных.
Мемориал на месте гетто
Переживший войну свиток Торы в синагоге
Памятник на старом еврейском кладбище
В настоящее время в Бершади живет небольшая еврейская община, а ее председатель Е.Выгоднер является настоящим хранителем традиций бершадского идишкайта...
Совсем рядом с Бершадью есть 2 очень интересных села. Одно из них, Ободовка, когда-то было штетлом, а вот второе, Балановка, им тоже было, но недолго. А все из-за того, что балановские евреи... оказывали чрезвычайно вредное влияние на своих нееврейских соседей! Вот что говорит интереснейший документ - труд Подольского епархиального историко-статистического комитета:
"...В конце XVIII в. Балановка была превращена в местечко; здесь былі переодическія ярмарки, но в начале XIX в. один из владелцев Балановки Иероним Собанскій опасаясь вреднаго вліянія евреев на быт крестъянъ походатайствовалъ у Правительства разрешение объ уничтожении местечек в своих имениях, а в том числе и в Балановке..."
Во время оккупации в Балановке было создано гетто для евреев, депортированных из Бессарабии и Буковины, в котором погибло более 3 200 человек...
Памятник на братской могиле Балановского гетто
Дозорная башня в Балановке - памятник 17 века
В штетле Ободовка к концу 19 века проживало около 800 евреев. Им принадлежало более 40 лавок и магазинов, все аптеки, заезды, лесные склады, мельница, закусочная. Среди еврейских магазинов Ободовки был даже один, специализирующийся на продаже... искусственных кораллов!
В Ободовке на старом еврейском кладбище можно увидеть братскую могилу жертв погрома, устроенного крестьянской бандой в 1919 году, тогда погибло около 300 человек. Этот грустный памятник является неотъемлемой частью истории евреев Украины, из сотен ему подобных до наших дней в Винницкой области сохранилось только 3.
Ободовка, братские могилы жертв погрома 1919 г.
Ободовка, дом еврейской местечковой застройки